09:46, 29 Январь 2009 | GMT +5
Стратегия успеха борьбы с кризисом
АСТАНА. 29 января. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - В конце ноября прошлого года Главе государства был представлен антикризисный план Правительства. Основные его направления предусматривают стабилизацию финансового сектора, решение жилищно-строительных проблем, кредитование малого и среднего бизнеса, а также развитие инфраструктурных и социально значимых проектов.

Роль стратегического игрока по борьбе с кризисом и оператора тех немалых государственных средств, выделенных для реализации принятой антикризисной программы, возложена на созданный в октябре прошлого года государственный холдинг - Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». О том, как продвигается реализация антикризисного плана, корреспонденту Казинформа рассказывает председатель правления ФНБ «Самрук ? Казына» Кайрат Келимбетов. - Кайрат Нематович, вчера в Парламенте был одобрен закон о ФНБ «Самрук-Казына». Для чего ФНБ нужен отдельный закон, разве он не может работать в рамках действующего законодательства?- «Самрук-Казына» - это стратегическое ядро антикризисной программы Правительства. Важным решением и частью антикризисной программы является то, что Правительство впервые войдет в акционерный капитал четырех системообразующих банков. До этого законодательство о банковской деятельности не разрешало государству владеть банками. Сегодня в кризисных условиях нужно быстро реагировать на ситуацию и быстро принимать решения. По самому решению ? владеть до 25% акций в 4 банках есть понимание и в обществе, и в банковских структурах. И это решение беспрецедентно. Это первое необходимое изменение в законодательство. Во-вторых, практически по каждой организации, входящей в ФНБ есть законы, и, следовательно, головная организация априори должна регулироваться по содержанию. Создана организация, которая наделена беспрецедентными правами, ответственностью, обладает особым статусом. И здесь очень важно чтобы решения принимались исходя из законодательной вертикали.По сути, закон регулирует организацию, которая охватывает около 40% ВВП Казахстана, 90% крупных активов государства. И мы должны регулироваться законом ? это веление времени. - Законодательные моменты и в самом деле важны. Ведь в прошлом году Фонд устойчивого развития «Казына» занимался решением вопросов жилищного строительства, имея «за плечами», по сути, только правительственные решения. Теперь же, согласно антикризисной программе Правительства, перед Фондом поставлены более серьезные задачи в этом секторе?- Их можно описать несколькими словами: дома ? достроить, дольщиков ? защитить. А еще ? сделать жилье доступным. Накануне новогодних праздников мы представили альтернативный вариант решения многих проблем. Напомню, Фонд предложил привлечь к этому наши дочерние структуры - Фонд развития предпринимательства «Даму» и «Жилстройсбербанк». К тому времени в Астане уже были определены первые пять строительных компаний, с которыми мы начали работать. Отмечу, что первоочередным требованием было отсутствие долгов перед банками и реальное строительство ? объекты, по которым мы работаем, возведены как минимум на 20%. До конца января мы предполагаем завершить экспертизу этих заемщиков и по мере создания проектных компаний подписать договора между ними и Фондом «Даму».- Напомните, как должен работать механизм взаимодействия между фондом и застройщиками? - Застройщик создает проектную компанию, которой Фонд «Даму» предоставляет финансирование на завершение строительства жилья. При этом часть готового жилья предоставляется дольщикам, а другая часть реализуется через «Жилстройсбербанк» на условиях, оговоренных в Стабилизационном плане. То есть предоставление ипотечного кредита по ставке 10,5% сроком на 15 лет при стоимости жилья не более 96 тысяч тенге в Астане и 120 тысяч тенге в Алматы. - Некоторые застройщики встретили эту идею скептически? - Это видимо те, кто не поняли, что время спекулятивного спроса на недвижимость уже прошло. И если строители надеются во время кризиса остаться в выигрыше, то надо сразу сказать - этого не произойдет, и с этим придется смириться. Государство может поддержать строительную отрасль, разделить убытки. Но спекуляций на рынке больше не будет. - Но первоначальная программа, в которой участвуют коммерческие банки, также сохраняется? - Да, эта схема будет развиваться параллельно. Мы решили диверсифицировать подходы, чтобы максимально быстро и эффективно добиться результата. Главное ? достроить жилые дома для казахстанцев.
Схем с участием банков и застройщиков тоже две. Первая - реализация жилья по фиксированной цене - предполагает финансирование объекта через проектную компанию, которую создают банк совместно с застройщиком. По мере готовности жилья в банках открываются ипотечные линии для граждан, желающих его приобрести. Основным условием данной схемы является реализация готового жилья по цене не выше 96 тыс.тенге в Астане и 120 тыс.тенге в Алматы за 1 кв.м. Вторая схема принята в связи с неоднократными обращениями компаний-застройщиков и банков, которые считают возможным реализацию жилья через банки по свободной цене. Ее основное отличие в том, что допускается финансирование строительства и ипотечного кредитования жилья по коммерческой стоимости. Правительство предоставило такую возможность застройщикам по их же просьбе, но при условии: более дорогие квартиры не должны в итоге оказаться невостребованными и, прежде чем заручиться господдержкой, компания обязана сформировать не менее 30% так называемый пул покупателей. А банк должен предоставить в ФНБ документы, подтверждающие его наличие: выписки кредитных комитетов БВУ, договоры с дольщиками и выписки со счетов (как доказательство поступления первых взносов).? Многие, кто оформил ипотеку по высоким ставкам, а сегодня испытывает проблемы с их погашением, обивают пороги своих банков в надежде, что они пойдут на снижение процентных ставок по выданным кредитам. На какую помощь от государства могут рассчитывать эти люди? ? Из трех миллиардов долларов, выделяемых на завершение строительства жилых комплексов в Астане и Алматы, определенная часть средств пойдет на рефинансирование ипотечных кредитов. Мы предложим банкам: если они захотят, то либо Казахстанская ипотечная компания будет выкупать у них ранее предоставленные ими ипотечные кредиты и дальше их реструктуризировать, либо "Самрук-Казына" откроет специальный депозит в банках с условием, что банки снизят процентную ставку для определенной категории заемщиков. Ожидается, что для проблемных заемщиков из числа работников социальной сферы процентная ставка будет снижена до 10,5% годовых. Для тех, кто получил ипотечный кредит в 2006-2007 гг. по завышенным ставкам, процентная ставка тоже будет снижена до 12,5% годовых. Это при условии, что кредиты были получены на покупку не более 120 квадратных метров и это жилье ? единственное у заемщика. - Как скоро можно ожидать начала помощи строительному сектору?- Мы обратились в Министерство юстиции и акиматы Астаны и Алматы с просьбой ускорить регистрацию проектных компаний, а также решение вопросов передачи им активов и прав на строительство объектов. Кроме того, нужна добрая воля самих участников долевого строительства и гарантии, что на период завершения стройки за счет привлечения госсредств, они не будут устраивать разбирательства со строителями, подавать иски в суд, поскольку это тормозит процесс. Мы готовы профинансировать все средства банкам до 1 февраля, не дожидаясь конкретных результатов с компаниями застройщиками, и банки, в свою очередь, уже будут заинтересованы в том, чтобы отдать их быстрее строителям. - Как будут контролироваться средства, выделяемые на рынок недвижимости? - Порядок взаимодействия «Самрук-Казына» и участников схемы будет определен договорами между ними, в которых также прописывается порядок осуществления мониторинга освоения средств. Так, целевым освоением для БВУ считается факт поступления денег на счета проектной компании. Технический надзор за ходом строительства будет проводиться инжиниринговой организацией, которую выбирает ФНБ. Технадзор позволит оценить обоснованность стоимости стройки и графиков работ, а также обеспечит должное качество их производства. Банки будут регулярно отчитываться перед фондом: кому, и на каких условиях выданы кредиты. Эти данные поступят в правоохранительные органы, филиалы НДП «Нур Отан», чьи представители вовлечены в процесс мониторинга. Они и займутся проверкой списка заемщиков и кредитов на предмет соответствия объявленным требованиям. ? Предполагается ли в будущем осуществить реструктуризацию банковских долгов, или банки могут самостоятельно справиться с внешними обязательствами? ? На заседании Совета иностранных инвесторов Премьер-министр Карим Масимов сказал, что мы должны подумать в целом о ситуации долгов банков. Это прозвучало в форме поручения, адресованного в том числе АФН, Нацбанку, нашему фонду. Мы очень субординированная организация, поэтому поручение поняли, переспросили у банков. Банки дружно заверили, что в таких услугах не нуждаются и свои долги свыше 10 млрд в текущем году могут и готовы вернуть своим кредиторам. Так что банки взяли на себя такую ответственность, что эти деньги не должны уйти за рубеж, как в России. Выделяемые правительством 10 миллиардов долларов должны пойти на поддержку малого и среднего бизнеса, на ипотеку, на рекапитализацию реального сектора. Причем мы ставим условия, чтобы выделяемые средства ушли не на покрытие банковских долгов, а на создание провизий. Теперь банки возвращают свои 10 миллиардов долларов, мы с ними работаем по другим нашим 10 миллиардам долларов. - Еще в прошлом году, когда речь шла о выкупе пакетов акций у четырех системообразующих банков, некоторые из них практически сразу откликнулись, другие высказывали опасения ? - Вопросы стабильности финансового сектора экономики действительно постоянно находятся в центре внимания Правительства, Национального банка и АФН. Но говорить о давлении на банки не приходится. Дело в том, что доля государства в их капитале составит максимум 25%, то есть это даже не блокирующий пакет. Недавно мы подписали с основными акционерами «Казкоммерцбанка» и «Народного банка Казахстана» документы, регулирующие условия вхождения ФНБ «Самрук-Казына» в их капитал, к середине февраля планируем подписать такие же документы с «Альянс-банком» и «БТА Банком». Кроме того, в банках должны пройти общие собрания акционеров, и, кроме того, по каждому из финансовых институтов будет проведен анализ состояния ? для этого уже привлечены ведущие аудиторские компании ? Price Waterhouse Coopers и KPMG.Хочу отметить, что финансирование четырех системообразующих коммерческих банков Казахстана по программе рекапитализации будет начато ФНБ «Самрук-Казына» уже в январе-феврале текущего года до подписания юридических соглашений о вхождении государства в капитал этих банков. Соответственно, когда мы достигнем окончательного соглашения по всем условиям, то это финансирование будет преобразовано в форму окончательного вхождения в уставной капитал. Более того, два крупнейших банка ? «Казкоммерцбанк» и Халык Банк получат деньги в виде депозитов ? по 1 млрд. долларов США на каждый банк ? уже в ближайшие дни. - Кайрат Нематович, еще одно направление работы Фонда ? это поддержка малого и среднего бизнеса, на которую в нынешнем году планируется потратить не менее миллиарда дополнительных долларов. Каковы приоритеты Фонда в этой сфере? - Приоритет один ? максимально смягчить удар кризиса для отечественного малого и среднего бизнеса. Напомню, в рамках наших институтов развития уже реализуется немало проектов, и все они будут продолжены в нынешнем году. А миллиард, как вы верно заметили ? это дополнительные средства, которые предприниматели смогут получить в банках не более чем под 14% сроком на 7 лет. При этом кредитный лимит «в одни руки» тоже увеличен до 5 миллионов долларов. - Без ограничений? - Да, займы будут предоставляться на все виды экономической деятельности без отраслевых и региональных ограничений. В конце прошлого года мы направили запросы БВУ, участвующим в данной программе, с просьбой представить свои заявки на финансирование МСБ за счет 120 миллиардов тенге, выделяемых в рамках Стабилизационного плана. Практически сразу поступили заявки от 6 банков на сумму 127 миллиардов тенге, и в ближайшее время, после заключения договоров с банками-участниками программы, мы начнем финансирование по программе поддержки МСБ. Одна из таких программ - «ДАМУ-регионы» - была успешно реализована в прошлом году. В этом году эта программа уже запущена. На этой неделе «Даму» перечислил во все регионы 22 млрд.тенге для запуска программы в новом году. Основным отличием новой программы поддержки будет помесячное траншевое финансирование по мере освоения. При этом дополнительный миллиард долларов мы предполагаем освоить примерно к середине года. Мы хотим обеспечить охват финансовой поддержкой наибольшего числа предпринимателей во всех регионах страны и за счет этого поддержать действующий бизнес, а также создание новых производств и рабочих мест. Что, согласитесь, сегодня становится весьма актуальным. - Каковы результаты работы «Даму-регионы» в 2008 году? - Давайте посчитаем. Ссудный портфель банков для малого бизнеса составляет 1,475 триллиона тенге. Доля государственных ресурсов в ссудном портфеле БВУ достигла 8%. В результате полного освоения средств, выделенных ранее, и после размещения 120 миллиардов тенге по антикризисной программе, доля государственной поддержки МСБ достигнет 25% во всех ресурсах, предоставленных предпринимательству банками. - Спасибо за интервью.