Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы - взгляд российских аналитиков

АСТАНА. 8 июля. КАЗИНФОРМ - Российское агентство ФБК опубликовало Аналитический доклад «Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы», сообщает Казинформ. Его авторы - доктора экономических наук И.Николаев, Т.Марченко, М.Титова.
None
None

СНГ переживает явно не лучшие времена. Кризис усилил центробежные тенденции в Содружестве Независимых Государств, утверждают авторы.

Чтобы лучше оценить перспективы СНГ, важно провести не только сравнительную оценку текущих экономических показателей, но и проанализировать оперативность и эффективность совместных действий, которые пытаются предпринимать страны СНГ.

Ключевое значение имеет эффективность антикризисной политики. Оценка её требует рассмотрения программ (планов), которые приняли правительства стран СНГ в целях борьбы с кризисом.

Наличие (отсутствие) программ или планов антикризисных действий имеет важное значение с точки зрения оценки успешности противостояния кризису в той или иной стране. И дело здесь не в излишней формализации подхода к оценке. Причина в том, что если кризис глобальный, если он носит системный характер, а это именно так, то с ним невозможно бороться никак иначе, кроме как на системной основе, требующей реализации программно-целевого подхода. Казинформ предлагает вниманию читателей раздел доклада, касающегося нашей страны, и выводы авторов в целом по результатам исследования.

Казахстан

Политическое решение о необходимости утверждения пакета антикризисных мер, финансируемых из средств Национального и накопительных пенсионных фондов, было принято Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым 13 октября 2008 г. Антикризисный план был подготовлен Правительством к 25 ноября 2008 г., План мероприятий по его реализации - к 30 декабря 2008 года. 13 января 2009 года правительство Республики Казахстан на своем заседании утвердило этот план мероприятий. При этом Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов обратил внимание, что документ Плана остается живым и будет при необходимости изменяться в соответствии с экономической ситуацией в стране и мире.

Кроме плана антикризисных мероприятий, направленного на смягчение последствий кризиса, в стране учрежден и осуществляет свои функции антикризисный Совет при Правительстве под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Карима Масимова. Основной целью данного консультативно-совещательного органа является выработка государством, бизнес-сообществом, заинтересованными общественными и международными организациями консолидированной позиции и мер по усилению эффективности антикризисной программы Правительства, а также снижению негативного влияния глобального финансового кризиса на экономику Казахстана.

Антикризисная Программа Казахстана отличается доступностью и высокой степенью проработанности, подчеркивают авторы.

В Программе упор делается на стабилизацию финансового сектора, что заставляет задуматься об оптимальности выбранного способа достичь поставленной цели по смягчению воздействия кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане.

Для достижения цели Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору выявили необходимость решения следующих пяти задач:

- стабилизация финансового сектора;

- решение проблем на рынке недвижимости;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- развитие агропромышленного комплекса;

- реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Согласно объемам направляемых средств на поддержание экономики и охвату мероприятий, акцент делается на поддержании финансового сектора экономики.

План мероприятий содержит широкий спектр антикризисных мер. В частности:

По стабилизации финансового сектора:

- дополнительная капитализация четырех системообразующих банков с целью утверждения ими адекватных резервов и усиления процесса кредитования внутри страны, с последующим выходом государства из их капитала на рыночных условиях;

- создание фонда стрессовых активов с целью реструктуризации активов банка посредством выкупа проблемных активов;

- предоставление дополнительных источников ликвидности на своевременное обслуживание обязательств банков (в частности, расширение спектра инструментов по обеспечению по операциям РЕПО);

- меры по усовершенствованию государственного регулирования финансовых рынков (изменение метода расчета капитализации банков, усиление требований к управлению рисками и внутреннему контролю);

- проработка механизма функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях (меры по сохранности пенсионных накоплений и увеличению финансовой грамотности населения).

По решению проблем на рынке недвижимости:

- реализация программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, за счет средств которой будут предоставляться займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане через банки второго уровня;

- меры по обеспечению доступности жилья (право выкупа по установленной цене, финансирование строительства арендного жилья, предоставление приоритетным категориям населения предварительных жилищных займов по процентной ставке, не превышающей 4% годовых).

 По поддержке малого и среднего бизнеса:

- кредитование предприятий малого и среднего бизнеса из Фонда «Самрук-Казына», в том числе микрокредитование предприятий сельской местности и сельских предпринимателей;

- предоставление доступа малым и средним предприятиям к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках»;

- меры по снижению административных барьеров для развития предпринимательства;

По развитию агропромышленного комплекса:

- инвестиции на поддержку экспорто-ориентированных секторов: зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур (инвестирование в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры);

По реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов:

- продолжение реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»;

- утверждение правительством предельных тарифов по группам энергопроизводящих организаций (на срок от 7 лет, с корректировкой на инфляцию);

- отмена платы за подключение к электросетям;

- дополнительный комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.

По социальной защите населения:

- меры по сохранению реальных доходов населения, увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011 годах на 25%), социальных пособий (на 9% ежегодно);

- при необходимости, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости на общественных работах;

- продолжение формирования Правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости.

Реализация Плана позволит оказать финансовую поддержку экономике Казахстана на сумму 2 172 млрд. тенге: за счет средств Национального фонда - 1 200 млрд. тенге; Аналитических мер Национального Банка - 350 млрд. тенге; снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса - 500 млрд. тенге; создания Фонда стрессовых активов - 122 млрд. тенге.

Из средств Национального фонда будет направлено: 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге) на стабилизацию финансового сектора, из них 1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка) и 3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса; 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге) на развитие жилищного сектора; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на поддержку малого и среднего бизнеса (70 % - на рефинансирование текущих проектов и 30 % - на реализацию новых); 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на развитие агропромышленного комплекса; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Помимо средств из Национального фонда, при формировании фонда на реализацию специальной программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора планируется выделить 2 млрд. долларов США из средств накопительных пенсионных фондов, а также на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов привлечь в 2009 году 3 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций и средства пенсионных фондов (в финансировании проектов Фонда «Самрук-Казына»).

Из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов в 2008 году первым траншем было выделено 52 млрд. тенге, в 2009 году уставный капитал Фонда планируется довести до 122 млрд. тенге.

Расходы на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета в 2009-2011 годах составят около 350 млрд. тенге.

Правительство, Национальный Банк, Агентство по финансовому надзору, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и Национальный холдинг «КазАгро» обеспечат постоянный мониторинг и контроль за целевым и эффективным расходованием этих средств. Основным оператором от Правительства по реализации Плана выступит Фонд «Самрук-Казына». Для этого Правительство уже осуществило дополнительную капитализацию Фонда «Самрук-Казына» на 607,5 млрд. тенге.

Фонд «Самрук-Казына» и Холдинг «КазАгро» осуществят заимствования из Национального Фонда путем выпуска облигаций на сумму 4 млрд. долл. США и 1 млрд. долл. США соответственно. Для этого будут внесены изменения в инвестиционную политику Национального фонда.

В качестве основных макроэкономических результатов воплощения антикризисной программы Правительство Казахстана в 2009-2010 годах рассчитывает:

- достичь реального прироста ВВП на уровне 1-3 % в год;

- удержать уровень инфляции в пределах 7-9 % в год;

- остановить рост безработицы на уровне 8 % экономически активного населения.

 Когда и как воздействовал мировой экономический кризис

Россия, Украина и Казахстан испытали на себе воздействие мирового финансового кризиса позже западных стран, только осенью 2008 года. До кризисного периода, из этих трех стран российские показатели экономической динамики в совокупности были стабильно лучше, чем на Украине и в Казахстане, и тем более лучше, чем в давно испытывающих экономическое замедление западных странах. Украина в свою очередь демонстрировала лучшую экономическую динамику, чем Казахстан. Индекс антикризисной эффективности за летние месяцы 2008 года повторял именно такое ранжирование стран. Однако в острую фазу кризиса эти страны вошли не одновременно и сила воздействия кризиса на их экономики оказалась весьма различной.

Первой ощутила воздействие кризиса Россия. Уже в сентябре показатели экономической динамики несколько ухудшились, хотя еще оставались лучше (значения индекса выше нуля), чем в рассмотренных западных странах: Великобритания, Франция, Германия, США, Канада.

В октябре экономическая ситуация резко ухудшилась в России и на Украине, их значения Индекса антикризисной эффективности опустились существенно ниже нуля. Начиная с октября, Россия и Украина находятся на самом дне рейтинга восьми стран и «борются» за последнее место в нем.

Наибольшую стабильность из трех проанализированных стран СНГ демонстрирует Казахстан, отмечают авторы доклада. В течение последних четырех кризисных месяцев 2008 года показатели экономической динамики  этой страны продолжали выгодно отличаться от соответствующих как по странам СНГ, так и по западным странам. Только с началом 2009 года Казахстан ощутил на себе воздействие кризиса, провалившись по показателям экономической динамики ниже западных стран. Однако его лидерство в группе с Россией и Украиной продолжает оставаться бесспорным. По Индексу антикризисной эффективности Казахстан опережает Россию и Украину.

Какие экономические показатели демонстрируют отличительную динамику

В России, Казахстане, Украине существенно сильнее, чем в западных странах (практически в два раза) сократились показатели экспорта и объема внешней торговли в целом, фондовых индексов. Во всех странах СНГ сохраняется проблема высокого роста потребительских цен. По целому ряду показателей Казахстан все-таки выгодно отличается от России и Украины.

В Казахстане существенно лучше обстоят дела с уровнем безработицы, золотовалютными резервами и объемом промышленного производства.

На март 2009 года прирост уровня безработицы по сравнению с мартом 2008 года составил 2,9%, меньше только в Германии - 2,4%. В России и Украине совсем другой порядок цифр: 53,8% и 34,8% соответственно, хотя пока мы еще не догнали антилидера - в США 66,7%.

Золотовалютные резервы в Казахстане были в марте 2009 года лишь на 1,9% меньше по сравнению с мартом 2008 года, тогда как в России на 25,1%, на Украине на 23,6%. Западноевропейские страны разделились по этому показателю на две группы: в Германии, Канаде и США показатель их динамики близок к нулю, а во Франции и Великобритании к российским значениям.

В марте 2009 года по сравнению с мартом 2008 года по объемам промышленного производства в Казахстане отмечено сокращение лишь на 7,4% - лучшее значение по 8 странам, в России - на 13,7% (близко к Германии, Великобритании, США, где сокращение порядка 12%), существенный провал на Украине - 30%.

Аналогичное существенное падение с отрывом от других стран испытывает Украина по показателю динамики оборота розничной торговли. Сокращение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в марте составило 16,9%, тогда как в Казахстане лишь 5,7%, в России 4%, а, например, в Великобритании был отмечен даже небольшой прирост в 1,5%.

Среди российских показателей отличие от Казахстана и Украины наблюдается по динамике реального размера средней заработной платы. В Казахстане и на Украине этот показатель растет (5,9% и 3,7%), опережая по значениям аналогичный показатель западных стран, тогда как в России обратная тенденция - реальные заработки сокращаются (-5,7%).  

Выводы

Лучшие социально-экономические показатели среди стран СНГ по итогам января-апреля 2009 года имеют Узбекистан и Азербайджан. Худшие - Украина и Молдова. Россия находится в непосредственной близости от Украины и Молдовы.

Прирост ВВП в Узбекистане составил 9,9% (в I квартале 2009 года), в Азербайджане - 4,3% (январь-апрель 2009 года). Украина и Молдова по промышленному производству продемонстрировали спад на 31,9% и 25,7% соответственно. Российский показатель - минус 14,9% по сравнению с январем-апрелем 2008 года по промышленности и минус 9,8% по ВВП.

Россия, имея одни из худших текущих социально-экономических результатов, объективно усиливает нарастание центробежных тенденций в СНГ. Слабый центр - слабое Содружество.

По мнению авторов доклада, эффективной совместной деятельности стран СНГ по противодействию кризису не получается. Об этом свидетельствует следующее: фактическое отсутствие плана совместных действий, растущее число межгосударственных конфликтов, огромные межстрановые отличия по текущим социально-экономическим результатам, затягивание с формированием антикризисного фонда.

Лучшая правительственная программа по противодействию кризису у Казахстана. Хотя его текущие основные социально-экономические показатели уступают, к примеру, Узбекистану или Азербайджану, именно Казахстан сегодня заслуживает первенства в антикризисной деятельности.

Следует отметить и антикризисную программу Армении, в которой наилучшим образом определены приоритеты: инфраструктура, малый и средний бизнес.

Оценка с применением Индекса антикризисной эффективности подтверждает невыгодное отличие Украины и России. Казахстан стабильно демонстрирует более высокие результаты.

Кризис для СНГ является моментом истины, резюмируют авторы.

Сейчас читают