Страну делает ее культура - дирижер Алан Бурибаев

АЛМАТЫ. 9 июня. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ – Людей, которые приходят на концерты, чтобы спать, я хочу разбудить или даже напугать. Об этом в интервью корреспонденту Казинформа сказал молодой, но уже всемирно известный дирижер,
None
None
чей талант признан и мэтрами мирового музыкального искусства, и широкой общественностью многих стран, - Алан Бурибаев.- Алан, Вас пригласили на должность главного дирижера Национального симфонического оркестра телевидения и радио Ирландии. Чем это стало для Вас ? новым этапом в достижении высшей цели или?? И какие у Вас планы на ближайшее время?- Это приглашение - очень важный этап в моей жизни, но оно для меня было неожиданностью из-за моей большой занятости в двух других европейских оркестрах: в Шведском симфоническом - «Норрчопинг» и симфоническом оркестре Голландии «Брабантс». Восемь недель в году я нахожусь в Швеции, девять - в Голландии плюс гостевые гастроли и множество административных и организационных вопросов. Как главный дирижер, я решаю, какой будет репертуар у артистов, кто из дирижеров будет приглашен, прослушиваю музыкантов. Это занимает очень много времени. Предложение очень престижное, все-таки это - главный оркестр Ирландии, которым 200 лет назад дирижировал сам великий Гендель. В архиве сохранился пюпитр и стул Генделя с его первого исполнения оратории «Мeссия». Для меня это очень символично, представьте себе, я буду дирижировать этим оркестром.Сомнения, конечно же, были. Мой агент срочно выехала в Дублин и провела переговоры: было решено, что первые два года я не буду так часто приезжать к ним. Например, в этом сезоне - всего два раза, а уже с сентября 2010 года шесть недель в сезон я буду там. В 2011-2012 годах я думаю снизить обороты. Мой агент сказала мне такую вещь: «Алан, ты какой-то странный фрукт, потому что у тебя все идет наоборот. Обычно творческие люди довольно амбициозны, хотят всего сразу, то есть их амбиции идут впереди. У тебя же ? карьера уносит вперед, а ты пытаешься затормозить, сделать все более обдуманно». По опыту знаю, что в мире много молодых музыкантов, которые слишком рано начали свою карьеру и очень быстро сломали шею. Важно знать, куда ты идешь, быть готовым к взлетам и падениям. Предложение стать главным дирижером национального оркестра страны, тем более такой - с богатейшей историей и культурой, накладывает огромную ответственность. И я согласился, понимая, что будет очень нелегко работать с признанным коллективом, чтобы на своем примере показать молодым казахстанским музыкантам, что мы тоже можем и что в нашей молодой и растущей стране есть таланты. Кроме того, по моим «меркам» будут оценивать и встречать следующих казахстанских музыкантов, которые пробьются на мировую сцену. Несмотря на то, что это новый этап в моей жизни и мне всего 30, я уже думаю о том, что будет после Ирландии, то есть через 5-7 лет. Думаю, для меня Ирландия, как и Швеция и Голландия, своего рода творческие лаборатории, где я могу экспериментировать, пробовать многие вещи впервые. Национальный симфонический оркестр телевидения и радио Ирландии - это огромная структура со своим хором, а это значит ? с дополнительными возможностями ? можно делать великолепные оратории. И, конечно, один из факторов, который повлиял на мое согласие ? это то, что мне очень полюбился Дублин. Это потрясающий культурный и исторический центр. Ирландия очень многое дала миру. Все думают, что гениальные Оскар Уайльд, Бернард Шоу, Джоннатан Свифт - анлийские писатели, однако все они и многие другие - ирландцы. - Когда и как Вы начали свою дирижерскую карьеру, кто стал Вашим «творческим отцом»?- Свою дирижерскую карьеру начал с участия в конкурсах. Я выиграл три конкурса в Европе: еще 20- летним, в 1999 году, тогда я уже поступил на первый курс Венского университета музыки и сценического искусства. Затем было еще два конкурса - в Италии и Дании. Там я познакомился с моим нынешним агентом и с этого момента стал узнаваемым. Мне также очень помог Юрий Темирканов. Я был его ассистентом и могу сказать: он дал мне мощный толчок, сместил мое видение, что называется, в другую плоскость. Помню нашу первую встречу ? на конкурсе «Малько» я дирижировал в финале 4-ю симфонию Брамса и выиграл, но когда после конкурса мы с Ю.Темиркановым оказались за одним столом на банкете, он всего за два часа полностью «уничтожил» мое видение этой симфонии. Он показал мне другие пути, и я понял, что был абсолютно не прав. Это был такой революционный переворот в моем мышлении. Находясь рядом с большим музыкантом, ты просто не можешь не перенимать его манеру и его принципы работы. Сегодня я многое вижу по-другому.- Многие казахстанские музыканты нашли признание в глазах мировой общественности. Вы широко известны в Европе как самый перспективный дирижер молодого поколения. Удается ли Вам пропагандировать родную культуру, искусство? Как ее воспринимают за рубежом? Произведения каких казахских композиторов Вы исполняете?- У нас очень интересный этнос в музыке, который мы смогли сохранить. Казахская музыка уникальна. Для европейцев это экзотика. В нашей музыке есть все: и восток, и европейские ритмы, и даже китайская пентатоника, кстати говоря, эта пентатоника близка к кельтским и ирландским напевам, которые у нас смешиваются иногда даже с джазовыми нотками. Материалы наших композиторов привлекают европейцев своей необычностью, порой они бывают даже дерзкими, поэтому всегда, когда мы играем казахскую музыку, от нас ждут чего-то незабываемого. И потом мне очень нравится, что в Европе очень ценят чужой труд, а труд музыканта - особенно. Там это - очень престижная профессия. У нас здесь в какой-то момент это изменилось, наверное, в 90-х, когда быть музыкантом стало не престижно и недоходно.Я, конечно же, играю казахских композиторов. Поскольку я принадлежу к роду Жубановых, то стараюсь не забывать о своих прославленных корнях. Например, в феврале 2007 года мы сделали северную премьеру фортепьянного концерта Газизы Жубановой в Швеции. Играл замечательный пианист Фредди Кемпф, который выучил все наизусть и играл с таким чувством, что мы произвели фурор. Потом еще раз был фурор, когда я заканчивал свой контракт в Майнингене (Германия). Последний концерт мы открыли «Симфоническими танцами» Ахмета Жубанова и затем на таком же уровне сыграли всеми любимую 9-ю симфонию Бетховена. Было замечательно: два таких разных произведения на одной высоте. Перед поездкой в Германию с Астанинским филармоническим оркестром я сказал: давайте в этот раз не повезем Бетховена, Чайковского и Рахманинова. Для этого есть российские, немецкие оркестры со своими традициями. Давайте сыграем нашу музыку. И впервые наш оркестр на Западе играл музыку только казахских композиторов: Ахмета Жубанова, Латыфа Хамиди, Тлеса Кажгалиева, Адиля Бестыбаева... Я думаю, благодаря таким акциям в мире больше узнают о нашей стране. Сейчас мне очень нравится музыка Тлеса Кажгалиева. И мы вместе с моим шведским оркестром запланировали премьеру сюиты из балета «Степная легенда».- Что необходимо для продвижения казахстанской классической музыки на мировую сцену?- Хорошая финансовая поддержка и прочные взаимоотношения с европейскими странами. Нужно, чтобы представители музыкального мира знали друг друга «в лицо». Нужно много работать и привлекать для совместной работы талантливых западных музыкантов. Порой смущает большая разница между казахстанской и западной публикой. Нужно уметь ходить на концерт. Это целая культура. К сожалению, в наше время в Казахстане многие ходят на подобные мероприятия только из-за того, что это престижно. На западе слушатели, приходя на концерт, уже знают произведение, которое будет звучать. Они покупают записи сезона, изучают, сравнивают, а потом идут на концерт. Это есть традиция посещения концертов, ведь на них надо уметь ходить. Наша публика пока еще не достигла такого уровня. Но чувствую, что она уже готова к этому. Нам надо воспитывать своего слушателя, который, надеюсь, в будущем станет меломаном, ценителем высокого искусства- Вы чаще выступаете в Европе, но выступать на Родине, наверное, всегда волнительнее? Замечаете ли Вы изменения в стране, как преображается наша молодая столица? - Несмотря на то, что я не часто выступаю на Родине, всегда сюда стремлюсь, потому что здесь моя земля, мои родные и близкие, здесь, как я называю, моя база духовной подпитки. Я люблю свою страну, люблю Алматы и по-настоящему привязан к нашей молодой столице, так как долго работал там. И сегодня, когда приезжаю туда, вижу, как она изменилась по сравнению с той, которую я помню пять лет назад, когда был дирижером Симфонического оркестра Государственной филармонии Астаны. Наша столица становится потрясающим современным евразийским городом, а Казахстан все больше укрепляет свои позиции на мировой арене.Необходимо больше внимания уделять и развитию музыкальной культуры. Мы хотим быть передовой страной, значит - нужно развивать искусство, и музыку в том числе, ведь страну делает ее культура. Все природные и технические ресурсы, на мой взгляд, носят временный характер, а культура и духовность остаются вечными, ее достижения большими буквами вписываются в историю страны, поэтому нам нужны спортсмены, артисты, музыканты,А волнение я испытываю всегда за публику, потому что хочу, чтобы она понимала все, что мы хотим до нее донести. Концерт - это разговор со зрителем, поэтому все его части должны иметь связь между собой, хотя, например, в моей программе они могут быть совсем разными. Для меня безумно интересно строить программу иногда по принципу «с ног на голову» или, например, сыграть в первом отделении оперу Бартока «Герцог Синяя борода» со сложнейшим фрейдистским уклоном, где двери на сцене символизируют подсознание, и очень сложной для восприятия музыкой, а во втором отделении сыграть четыре легких увертюры из оперетт Оффенбаха и дальше - ту же увертюру к оперетте «Синяя борода» Оффенбаха, где нет никакого самоанализа, а есть чистая сатира. И, я вас уверяю, зритель получит от всего этого действа большое удовольствие. Я часто экспериментирую, наверное, в силу своей молодости. - У Вас удивительный дар, наверное, это Вы слышите часто, и как Вы считаете, в чем его секрет? И, поскольку Вы из известной музыкальной семьи, на Ваш взгляд, влияет ли это на развитие таланта?- Секрет, наверное, в том, что я безумно люблю свое дело. Это то, что держит мое воображение всегда, в любое время года, дня и ночи. Что касается моей семьи, скажу коротко: она повлияла на все мое творчество. - Что Вы посоветуете молодым музыкантам, и каким, на Ваш взгляд, должен быть профессиональный дирижер?- На Западе казахстанской классической музыке и нашим исполнителям пока не отводится большого места, но я повторю, что это - пока. Раньше музыканты выезжали на зарубежные гастроли по линии культурного обмена, но это были единичные случаи. А чтобы тебя запомнили, необходимо повторять и повторять свои выступления, нужно приезжать каждый сезон, участвовать в международных конкурсах, перенимать позитивный опыт. Кроме того, нужна большая работа, упорство. Нужно не только репетировать одни и те же произведения, а расширять свой кругозор и репертуар.Кроме того в моей карьере мне очень помогает то, что я владею пятью иностранными языками ? английским, немецким, итальянским, греческим, сербохорватским, и вот совсем недавно я освоил французский. Причем выучил его по комиксам. Знание языков и владение Интернетом - это действительно двери в мир. Профессиональный дирижер должен сочетать все качества плюс идеальный слух - как дар, темперамент и знания. Дирижер должен знать и думать за весь оркестр, а это, поверьте мне, очень трудно.Справка: Алан Бурибаев ? первый из казахстанских музыкантов, который в сезоне 2010-2011 годов возглавит одновременно три значительных музыкальных коллектива Европы: Шведский симфоничесикй оркестр «Норрчопинг», Брабантский симфонический оркестр Голландии, где работает в настоящее время, и Национальный симфонический оркестр телевидения и радио Ирландии. Магистр Венского университета музыки и сценического искусства, одного из старейших и самых престижных музыкальных заведений в мире (таких в мире единицы ? Лондонская королевская академия музыки, Парижская консерватория, куда приезжают поступать музыканты со всего мира и где конкурс 100 человек на место). Выпускник Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, магистр культорологии КазНУ им. аль-Фараби. Победитель международных конкурсов дирижеров в Загребе (1999г.), Копенгагене (2000г.), Тренто, Италия (2001г.) Он ? из известной музыкальной династии: правнук выдающегося композитора, академика Ахмета Жубанова, сын известного деятеля казахстанской культуры Аскара Бурибаева. Про таких, как он, говорят ? обречен на успех.
Сейчас читают