Статьи карагандинских ученых опубликовали в мировых научных журналах «Science» и «Nature»

КАРАГАНДА. КАЗИНФОРМ - В Сарыаркинском археологическом институте Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова проводятся исследования мирового уровня, которые были опубликованы в самых престижных мировых научных изданиях, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Исследования ученых Сарыаркинского археологического института КарГУ широко известны не только в республике, но и за рубежом. Несомненное подтверждение их высокого авторитета в мире - издание в самых престижных и именитых научных журналах, которые публикуют только высококачественные исследования мирового уровня. Эти журналы славятся своей жесткой избирательностью, высокими стандартами и непререкаемым авторитетом в научном сообществе. Ученые с мировым именем стремятся увидеть результаты своих исследований на страницах «Science» и «Nature», и эта цель далеко не для всех достижима. Сотрудниками Сарыаркинского археологического института КарГУ были опубликованы три статьи в этих журналах.

«В статье, опубликованной в «Nature», описываются результаты исследований, выполненных в сотрудничестве с датскими коллегами из Центра геогенетики Копенгагенского университета, неоспоримого лидера генетических исследований в мировой науке. На основании ДНК анализа обнаруженных учеными КарГУ артефактов была прослежена последовательность 137 древних геномов, охватывающих период в 4000 лет, установлены генетические связи между различными историческими группами людей степного региона с конца бронзового века и до наших дней», - сказал директор Сарыаркинского археологического института КарГУ Валерий Ломан.null

Это дало уникальную возможность реконструировать древние исторические процессы, восстановить историю населения евразийских степей после миграций бронзового века с недоступной ранее точностью и объективностью.

Исследователям из КарГУ им. Е. Букетова удалось проследить, как позднее скифы европейского генетического происхождения, говорившие на индоиранском языке, смешались с восточноазиатскими тюркоязычными кочевниками и двинулись на запад примерно во втором или третьем веке до нашей эры, сформировали племена гуннов в IV-V веке нашей эры, которые едва не завоевали Римскую империю. Далее они смешивались с восточноазиатскими группами в течение нескольких краткосрочных ханств в средневековый период.null

Именно в результате этих исторических событий евразийские степи, первоначально населенные индоевропейцами, носителями генов преимущественно западно-евразийского происхождения, стали домом для современных тюркоязычных групп, преимущественно восточноазиатского происхождения.

Одному из таких важнейших преобразований посвящена статья «Первые коневоды и влияние экспансии из степей раннего бронзового века на Азию», опубликованная в журнале «Science». Это результат большого, по-настоящему междисциплинарного исследования, в рамках которого карагандинские ученые сотрудничали с генетиками, историками, археологами, лингвистами из многих стран, включая профессуру из таких топовых научных центров, как Гарвард, Кембридж и Оксфорд.

«Это исследование без преувеличения можно назвать революционным, так как удалось пролить свет на тайну одной из самых значимых вех в истории развития человечества, влияние которой на ход истории невозможно переоценить - одомашнивание лошади. На основе анализа их ДНК было убедительно показано, что именно на территории современного Казахстана впервые в истории человечества была одомашнена лошадь», - сообщают ученые КарГУ.null

Также археологам КарГУ им. Е.А. Букетова удалось подтвердить, что Центральный Казахстан является одной из ключевых точек распространения железа и плавильного дела в мире, открыть новые страницы в изучении зарождения металлургических технологий, пересмотреть карту распространения Железного пути. Это очень важно для понимания истории человечества, поэтому результаты этих исследований оказываются настолько значимыми для зарубежных историков.