Союз равноправных экономик

Силы, выступающие против самой идеи постсоветской интеграции, постоянно спекулируют на вопросе суверенитета, поэтому необходимо заранее поставить все точки над " i " на высшем уровне. Напомним, что президент Казахстана неоднократно заявлял, что при создании Евразийского экономического союза речь идет исключительно об экономической интеграции.
Так, еще в ходе Евразийском медиа-форума в апреле 2013 года Лидер нации подчеркнул: «Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее». Как известно, всякий член данного интеграционного альянса может в любое время выйти из него, если пребывание в союзе ущемляет его существенные экономические или политические интересы. Такая возможность заложена в учредительных документах.
А накануне Нового 2014 года в ходе ВЕЭС в Москве Елбасы еще раз напомнил, что политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома. "Более того, экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики».
Известный политолог из МГУ Алексей Власов в прошлом году хорошо сказал о подобных проблемах интергации: «Евразийский экономический союз - своего рода модернизационный проект, обращенный к постсоветским странам.
Интеграция - это необходимость и влияние времени. Однако основная проблема интеграции в том, что она не стала общественным проектом. Теперь, стоит задача совместить политические и экономические проекты. Для этого нужно, чтобы общественность стран СНГ имела информацию о том, когда и какую пользу принесет интеграция в ЕЭС».
Действительно, практически все, кто выступает против интеграции попросту плохо представляют суть этого проекта. Противники усиленно вбивают в голову такие - клише: это невыгодно нам, интеграция приведет только к удорожанию жизни, потере независимости и т.д. Большинство критиканов даже не знакомо с основными положениями, на которых строится экономический союз. Между тем он базируется на таких основополагающих принципах как экономический прагматизм, уважение, добровольность, равенство при принятии всех решений и открытость.
Следует признать, что в ходе подготовки Договора, были некие попытки политизации союза. Например, некоторые российские чиновники заговорили об необходимости унификации законодательств. Однако Казахстан в ходе переговорного процесса последовательно отстаивает позицию о недопустимости политизации экономического союза и против обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет.
Так, к примеру, в статье 1 проекта Договора о Союзе «Учреждение ЕАЭС. Правосубъектность» заложено однозначное определение Союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Казахстан твердо выступает против включения в проект Договора о Союзе положений, выходящих за пределы согласованной экономической интеграции – это охрана границ, миграционная политика, обороноспособность и национальная безопасность. Также не относятся к экономической интеграции и следовательно не должны быть перенесены в формат экономического союза вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам.
Как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, эти вопросы уже урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках СНГ и ОДКБ, а также в виде двусторонних соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
По требованию казахстанской стороны из проекта Договора исключены нормы о сотрудничестве членов будущего союза в неэкономических сферах – по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам, пересечения государственных границ, противодействия нелегальной миграции и т.д.
Казалось бы, это нюансы взаимоотношений между дружественными странами, стоило ли так категорично ставить вопрос - отсечь в Договоре буквально все, кроме, собственно, экономики? На самом же деле такое буквоедство "на берегу" очень важно в первую очередь для населения страны. Такие четкие правовые нормы, разграничивающие экономику и политику в рамках союза, должны успокоить добросовестно заблуждающихся и лишить всякого повода для спекуляций безответственных политиканов.
Как говорится, экономика отдельно, политика - отдельно.