Союз равноправных экономик

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - С первых дней Независимости Казахстан в любом альянсе, экономическом или политическом, участвует только при условии безусловного соблюдения своего суверенитета. Однако попытки демонизировать создаваемый тремя дружественными государствами Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не прекращаются до сих пор.
None
None

Силы, выступающие против самой идеи постсоветской интеграции, постоянно спекулируют на вопросе суверенитета, поэтому необходимо заранее поставить все точки над " i " на высшем уровне. Напомним, что президент Казахстана неоднократно заявлял, что при создании Евразийского экономического союза речь идет исключительно об экономической интеграции.

Так, еще в ходе Евразийском медиа-форума в апреле 2013 года Лидер нации подчеркнул: «Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее». Как известно, всякий член данного интеграционного альянса может в любое время выйти из него, если пребывание в союзе ущемляет его существенные экономические или политические интересы. Такая возможность заложена в учредительных документах.

А накануне Нового 2014 года в ходе ВЕЭС в Москве Елбасы еще раз напомнил, что политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома. "Более того, экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики».

Известный политолог из МГУ Алексей Власов в прошлом году хорошо сказал о подобных проблемах интергации: «Евразийский экономический союз - своего рода модернизационный проект, обращенный к постсоветским странам.

Интеграция - это необходимость и влияние времени. Однако основная проблема интеграции в том, что она не стала общественным проектом. Теперь, стоит задача совместить политические и экономические проекты. Для этого нужно, чтобы общественность стран СНГ имела информацию о том, когда и какую пользу принесет интеграция в ЕЭС».

Действительно, практически все, кто выступает против интеграции попросту плохо представляют суть этого проекта. Противники усиленно вбивают в голову такие - клише: это невыгодно нам, интеграция приведет только к удорожанию жизни, потере независимости и т.д. Большинство критиканов даже не знакомо с основными положениями, на которых строится экономический союз. Между тем он базируется на таких основополагающих принципах как экономический прагматизм, уважение, добровольность, равенство при принятии всех решений и открытость.

Следует признать, что в ходе подготовки Договора, были некие попытки политизации союза. Например, некоторые российские чиновники заговорили об необходимости унификации законодательств. Однако Казахстан в ходе переговорного процесса последовательно отстаивает позицию о недопустимости политизации экономического союза и против обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет.

Так, к примеру, в статье 1 проекта Договора о Союзе «Учреждение ЕАЭС. Правосубъектность» заложено однозначное определение Союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Казахстан твердо выступает против включения в проект Договора о Союзе положений, выходящих за пределы согласованной экономической интеграции – это охрана границ, миграционная политика, обороноспособность и национальная безопасность. Также не относятся к экономической интеграции и следовательно не должны быть перенесены в формат экономического союза вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам.

Как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, эти вопросы уже урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках СНГ и ОДКБ, а также в виде двусторонних соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

По требованию казахстанской стороны из проекта Договора исключены нормы о сотрудничестве членов будущего союза в неэкономических сферах – по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам, пересечения государственных границ, противодействия нелегальной миграции и т.д.

Казалось бы, это нюансы взаимоотношений между дружественными странами, стоило ли так категорично ставить вопрос - отсечь в Договоре буквально все, кроме, собственно, экономики? На самом же деле такое буквоедство "на берегу" очень важно в первую очередь для населения страны. Такие четкие правовые нормы, разграничивающие экономику и политику в рамках союза, должны успокоить добросовестно заблуждающихся и лишить всякого повода для спекуляций безответственных политиканов.

Как говорится, экономика отдельно, политика - отдельно.

Сейчас читают