Совершенствуя мастерство Учителя

Об этом пишет Гульнас Ахметова, д.п.н., профессор, почетный член НАН РК, председатель правления АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» в статье, опубликованной «Казахстанской правде».
Новая 12-летняя модель образования отходит от простого накопления энциклопедических знаний к функциональной грамотности учащихся, освоению навыков, позволяющих развивать способность ребенка адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Смена основного вопроса школьного образования «Что должен знать ученик»» на «Зачем он это должен знать?» соответствует образовательным принципам и стандартам стран - членов ОЭСР. Если мы такие задачи ставим перед учеником, то каков должен быть учитель новой формации? Обновление содержания образования невозможно без формирования нового взгляда педагогов на свою деятельность. Здесь на помощь учителю приходит система повышения квалификации (ПК), в корне отличающаяся от системы подготовки кадров. Существует научное направление в педагогике «образование для взрослых», актуализировавшееся в свете последних мировых тенденций - «образование в течение всей жизни», «образование для всех», «образование без границ». Соответственно, система ПК педагогических кадров РК базируется на научно-методологических основах «образования для взрослых» и вносит свой вклад в повышение профессиональной компетенции учителя в рамках обновления содержания образования.
В 2016 году прошли ПК по обновленной программе 39 162 учителя первых классов начальной школы. Важной составляющей обновленного содержания является трехъязычие. В целом в мире 7 тыс. языков. Сегодня до 90% всех международных договоров, бизнес-проектов и т.д. на английском языке. Поэтому знание английского языка необходимо. Вспомним древнюю казахскую пословицу: «Жеті жұрттың тілін біл, жеті түрлі ілімбіл», что в переводе означает; «Стремись семью языками владеть и знание семи наук иметь». Знание нескольких языков для казахов не ново.
Находясь на Шелковом пути, казахи знали несколько языков. Трехъязычие будет внедрено, но не за один год. Проведена большая подготовительная работа, затрагивающая и ее методические аспекты. Причем при переходе на трехъязычие основной упор будет делаться на знание казахского языка. И где это начинать, как не в школе и как не сейчас. Система повышения квалификации не решает глобально вопрос о подготовке педагогических кадров. Мы работаем с теми кадрами, которые были подготовлены в вузах и прошли практическую работу в школе. Система ПК функционирует как гибкий механизм, чутко реагирующий на возникающие запросы от основных «контрагентов» образовательного поля, транслирующий лучший педагогический опыт, но ни в коем случае не замещающий качественную подготовку педагогических кадров.
Направление и содержание курсов ПК разнообразно. Все программы прошли экспертизу и разрабатывались в практико-ориентированном формате и с применением принципов комбинированного обучения (face-to-face и on-line) и интерактивных методов: кейсы, проекты, семинары-коучинги, тренинги. Принимая во внимание большую протяженность наших просторов, постоянно практикуются выезды преподавателей в отдаленные районы, чтобы обеспечить равный доступ каждого педагога к ресурсам АО «НЦПК «Өрлеу». Специфика нашей работы такова, что на курсах ПК мы каждый день общаемся с учителями. Их глаза горят, и программы ПК учителям нравятся. И, самое главное, учителя хотят учиться. Это нас радует и вдохновляет на дальнейшую деятельность.
В мировой практике роль системы ПК кардинально поменялась с фокусировкой на создание среды для самосовершенствования учителя. Согласно исследованиям международной группы Pearson в рамках проекта The Learning Curve, рейтинг эффективности национальных систем образования возглавляет Южная Корея. Затем, соответственно, Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия, Великобритания. Зададимся вопросом: почему эти страны занимают высокие позиции в образовательном поле? Согласно анализу зарубежной литературы, в них уделяется пристальное внимание развитию системы образования, в том числе и повышению квалификации учителей, которая поддерживается государством, координируется уполномоченными органами (советы по вопросам образования - Япония, Национальный институт образования - Сингапур, Гонконгский институт образования - Гонконг и т.д.).
Продолжительность курсов повышения квалификации, финансируемые государством, зависит от целей обучения (молодой учитель, директор школы и т.д.). Например, в Южной Корее программа ПК на 180 часов, в Японии практикуют одно-двухгодичное обучение на специальных курсах, в Сингапуре ежегодное ПК учителя в объеме 100 часов. Анализ показывает, что система ПК в Республике Казахстан и проходящие в ней изменения полностью соответствуют международному опыту. В мировой практике отсутствует унифицированный стандарт повышения квалификации учителей, каждая страна ориентируется на свои потребности и специфику. Тем не менее, выявляются основные тренды, выражающиеся в следующем: основополагающим для развития СПК является качество подготовки педагогических кадров, в вузах ПК учителей занимает центральное место, в образовательной политике государств рекомендуется ежегодное повышение квалификации учителей. Следует учесть, страны Европы и Азии отличает территориальная компактность, что значительно облегчает организацию курсов повышения квалификации для учителей из любых регионов страны. В связи с этим филиальная сеть АО «НЦПК «Өрлеу» позволяет нивелировать данную проблему. Например, только летом 2016 года проведено 1 314 курсов в рамках обновления содержания образования. Из них, 64% (24 8577 слушателей) проведено с выездом в регионы - сельские школы, и только36% курсов проведено на базе ИПК.
Таким образом, филиальная сеть АО «НЦПК «Өрлеу» позволяет достучаться до каждого педагога из любого региона, до каждой школы, включая малокомплектные. АО «НЦПК «Өрлеу» является научным центром, где плодотворно трудятся более 700 ученых - докторов и кандидатов наук, докторов PhD и магистров наук. В наших филиалах проходит повышение квалификации педагогов всех уровней образования - от дошкольного до вузовского. К примеру, уникальная программа повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов, основанная на модульном принципе с комбинированием очных тренингов и online-обучения. Программа отвечает международному тренду - развитие дистанционных образовательных технологий Blended Learning - и позволяет обучиться за рубежом на базе наших вузов-партнеров в Великобритании, Германии и др. Посткурсовая и межкурсовая деятельность являются важнейшей частью работы АО «НЦПК «Өрлеу», проводимой в форме конференций, вебинаров, круглых столов, посвященных актуальным вопросам системы ПК. Развито сетевое сообщество учителей, разработаны программы с использованием SMART-технологий, что позволяет нам держать руку на пульсе последних тенденций в образовательном поле.
Многое сделано, но предстоит еще больше. Конечно, работать над совершенствованием далеко непросто. Создавать творческую атмосферу на каждом занятии, ставить цели и их достигать, своим трудом формировать уважение к Учителю - это ответственнейшие задачи. Но во имя процветания своих учеников учитель должен познавать новое, совершенствовать педагогическое мастерство, чтобы гордо нести по жизни имя Учитель.
С праздником, дорогие учителя!