Соцопрос ИПР: За хлебом и молоком - в магазин «у дома», за овощами - на рынок, за одеждой - на барахолку
Покупательские привычки населения довольно традиционны - об этом свидетельствует, по крайней мере, непопулярность специализированных и интернет-магазинов, сообщает пресс-служба ИПР.
Что касается покупательского стиля, то казахстанцы чаще ставят в приоритет удобное расположение магазинов и низкие цены - зачастую в ущерб качеству и ассортименту. Большую роль в этом играет материальная сторона - обеспеченные горожане «отовариваются» в супермаркетах и брендовых магазинах, менее обеспеченные - на рынках и барахолках. Различия определяются и экономической географией - разные регионы «закупаются» по-разному.
Изучение общественного мнения проводилось в апреле т.г. в 14 областных центрах и городах Астане и Алматы. Количество респондентов - 2298 человек.
Так, свыше 66% участников опроса покупают «ежедневные» продукты (молоко, хлеб и т.д.) в магазинах у дома. В супермаркет ходит каждый пятый (21,8%), на рынок - 9,2% респондентов. Вариант «интернет-магазины» не отметил никто из опрошенных - хлеб в сети непопулярен.
Закономерно, что в ряде городов количество ежедневно посещающих супермаркеты больше. Лидируют финансовая и нефтяная столицы страны - Алматы и Атырау: здесь доли тех, кто закупается в супермаркетах и магазинах у дома, примерно равны. Также супермаркеты популярны в Караганде (40,8%), Астане (38,9%), Актобе (31,4%). Жители южных городов предпочитают покупать продукты на каждый день вблизи дома - Тараз (98,7%), Шымкент (75%), Кызылорда (70%). Распространены магазины «у дома» и в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Талдыкоргане.
У 37,3% казахстанцев при покупке продуктов питания впрок - круп, напитков, кондитерских изделий и т.п. - на первый план выходят супермаркеты. Немногим меньше тех, кто отправляется за «недельными» продуктами на рынок или базар - 34,5%. В магазинах у дома их покупает 21,3%. Региональные различия проявляются и здесь: жители Алматы, Астаны, Караганды, и всех «нефтегазовых» городов предпочитают супермаркеты. Население южного региона в большей степени закупает продукты на неделю на рынках или базарах.
Выбор места для покупки продуктов на длительный срок связан как с развитостью сетевых и несетевых супермаркетов в том или ином городе, так и с материальным положением. Как правило, доля посетителей рынков и магазинов «у дома» выше среди респондентов с низким уровнем дохода.
Свыше половины опрошенных казахстанцев (51,2%), отправляясь за мясной и фруктово-овощной продукцией, предпочитают рынки. Это наиболее характерно для жителей юга (Тараз - 89,3%, Шымкент - 80,6%, Кызылорда - 73,3%). Актюбинцы, вопреки своей привязанности к супермаркетам, за мясом, овощами и фруктами также идут на рынок. Каждый пятый участник опроса (22,3%) покупает эту категорию продуктов в супермаркетах. Это более свойственно жителям Караганды (36,9%), Петропавловска (31,7%), Актау (30%), Астаны (26,1%) и Алматы (26,1%).
В магазинах у дома покупают мясо, овощи и фрукты 25% павлодарцев, 18,6% костанайцев, 18% талдыкорганцев. В целом, возле дома эти продукты удобно покупать каждому десятому респонденту (10,2%). Немногим меньше (9%) тех, кто предпочитает сельскохозяйственные ярмарки. Еще 5,9% идут в специализированные магазины - мясные или фруктово-овощные.
Стиральные порошки, чистящие средства и прочие товары бытовой химии в большей степени казахстанцы приобретают в супермаркетах - 33,3% и на рынках (базарах) - 25,5%. Специализированные (хозяйственные) магазины популярны у 23,3% горожан. В магазинах «у дома» товары бытовой химии покупают 13,1%. Примечателен едва заметный сдвиг до 0,8% - среди ответов респондентов появились интернет-магазины.
Обращает на себя внимание выбор жителей Актобе - 90% покупают товары бытовой химии в супермаркетах. Продолжают эту тенденцию Актау - 40,8%, Караганда - 39,7%, Усть-Каменогорск (35,2%) и Петропавловск (35%). В противовес им расположились Тараз (56,2% покупают бытовую химию на рынке и лишь 2,5% - в супермаркетах), Павлодар (32,1% и 4,3% соответственно), Кызылорда (55,8% и 10%). Очевидно, что обеспеченное население (40,1%) при покупке таких товаров чаще отдает предпочтение супермаркетам, остронуждающиеся (38,9%) - рынкам и базарам.
На вопрос, где вы покупаете одежду и обувь, более половины респондентов - 50,4% - отвечают: «На рынке или барахолке». Среди этой категории чаще встречаются остронуждающиеся горожане (68%). В региональном срезе больше всего таковых в Таразе, Кызылорде, Шымкенте. В торговых домах или бутиках отдельных торговых марок одеваются и обуваются 39,7% участников опроса. В первую очередь это жители Актобе, Астаны и Усть-Каменогорска. В разрезе доходных групп это характерно для обеспеченного населения (59,4%).
6,1% казахстанцев предпочитают покупать одежду и обувь в брендовых магазинах. Небольшая часть населения (1,3%) включает шопинг в программу пребывания за границей, услугами интернет-магазинов пользуется лишь один человек из ста.
В целом, характеризуя покупательский стиль по всем категориям продуктов, социологи ИПР отмечают несколько трендов. Региональный: в Казахстане проявляются регионы-реципиенты, население которых склонно к покупке наиболее дешевых товаров нередко в ущерб качеству (в первую очередь - юг страны). Социальная дифференциация усиливается наличием более развитых городов: как правило, их жители более щепетильны в выборе продуктов и одежды («чиновничья» Астана, «культурно-финансовый» Алматы, «приближенная к столице» Караганда, «нефтяные» Атырау и Актау). Еще один фактор связан с развитием торговых сетей и супермаркетов: в ряде городов (Алматы, Астана, Актобе) их достаточно, чтобы охватить определенную часть населения, в некоторых городах превалируют небольшие магазины и рынки.
Следующий фактор - материальный (отчасти связан с региональным): различия в покупательских предпочтениях показывают, насколько это важно при выборе места покупок (вплоть до наличия автомобиля в семье для поездок в супермаркеты). И, наконец, так называемый «фактор привычки»: казахстанцы по традиции покупают еду, одежду и обувь «вживую». В силу ряда причин - недостаточной пенетрации интернета и незнания, а, возможно, недоверия к интернет-магазинам - культура покупки товаров «онлайн» среди казахстанцев пока не развита.