Североказахстанцы знакомятся с сокровищами древнего Отрара

История казахского народа с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому изучение национальной истории и ее популяризация - это стратегически важный и актуальный вопрос, формирующий историческое сознание общества. С этой целью североказахстанским музеем приглашена выставка «Фараб-Отырарская цивилизация» из фондов Отрарского государственного археологического музея-заповедника.
Как отмечают сотрудники музея-заповедника, Отрарский оазис, расположенный в районе слияния рек Арысь и Сырдарьи в Южном Казахстане, находится в узле пересечения нескольких исторических ветвей Великого Шелкового пути, сети торговых дорог и троп культурного и технологического обмена. Находящийся в пограничной зоне между оседлыми и кочевыми культурами западной части Центральной Азии, с его выдающимися археологическими памятниками, он имеет важное культурно-историческое значение для изучения истории Казахстана и региона Центральной Азии в целом.
В динамике развития и активного функционирования главных казахстанских участков «Шелкового пути» с VI века выделяются два основных направления: сырдарьинские и тяньшанские. Первое из них началось в Китае, шло через Восточный Туркестан, Семиречье, далее - по берегам Сырдарьи и Приаралья, оттуда вело на Ближний Восток и в Византию.
Археологические исследования показали, что трудно найти в Казахстане более выгодное и более опасное положение. При впадении реки Арысь в Сырдарью (в радиусе 300 км) находятся более 200 городов и городков, названия которых до нас не дошли, остались лишь оплывшие бугры, скрывающие в себе «архив» материальной культуры прошлого. У каждого памятника есть свое название: Куйрыктобе, Алтынтобе, Жалпактобе, Мардан, Пышыкшытобе и другие. Города, которые находились около Отрара, не сохранили прежние названия, только Отрар донес его до нашего времени.
Отрар (Отырар) - так назывался широко известный средневековый город на Востоке. Он прославился как родина выдающегося ученого-энциклопедиста Абу Насыра аль-Фараби. Как отмечают ученые, «Аль-Фараби означает принадлежность к городу Фарабу, ныне называемому Отырар». Средневековые арабские и персидские авторы, историки, географы писали об этом городе как о политическом, торговом и культурном центре на юге Казахстана, игравшем роль в истории Центральной Азии. Отрар в XI-XVII веках становится политическим и экономическим центром Казахского ханства. Опустел Отрар к середине XVIII века, а во второй половине уже лежал в развалинах, превращаясь в размытый дождями бугор, который местные жители и стали называть Отырартобе.
Археологические исследования Отрара начались в 1904 году с раскопок А.Н.Кларе и А.А.Черкасова. После этих начальных работ развалины города были забыты учеными. В 1948 году экспедиция, возглавляемая профессором А.Н.Бернштамом, провела здесь дальнейшие исследовательские работы. В 1969-1970 годах под руководством К.А. Акишева возобновились работы Отрарской археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Валиханова АН КАзССР. Их целью была подготовка городища Отырар к масштабным раскопкам. Результаты археологических раскопок показали, что в Отрарском оазисе встречаются памятники и палеолита.
«Древний Отрар - начало казахской цивилизации», - отмечал Президент страны Н.А.Назарбаев.
На выставке в областном историко-краеведческом музее сотрудники отырарского музея-заповедника представили экспонаты, найденные при раскопках Отрара, датирующиеся I - XVIII веков нашей эры. Среди них предметы домашней утвари, изготовленные из глины, облицовочные кирпичи, ювелирные изделия, серебряные и медные сосуды, золотые, серебряные и медные монеты, этнографические экспонаты XIX-XX веков, инструменты мастера, ювелира и ряд древних книг.
Выставка сокровищ Отрара - древнего центра цивилизации - будет работать до конца сентября.