Сансызбай Есилов: Астана станет еще лучше и комфортнее

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Для Сансызбая Есилова Астана - это город его юности, становления как профессионала.  В 1997 году  он стал заместителем акима новой столицы - Астаны. Был членом Госкомиссии по передислокации столицы, а позже первым заместителем акима города. В интервью корреспонденту МИА «Казинформ» он поделился воспоминаниями о том, как строилась и менялась Астана.

- Однажды на одном из городских мероприятий Вы вспомнили, как начиналось строительство левобережья. Тогда Вы рассказали о своей просьбе повременить с началом, так как нужно было навести порядок в старой части города. Что это были за проблемы и как с ними справлялись?

- Трудностей было много. Во-первых, в 1997 году нам надо было принять и разместить все государственные органы, которые переезжали сюда. Это было не просто, потому что город был областного значения, тут все-то гостиниц было две-три, не говоря о том, что сфера обслуживания была в зачаточном состоянии. Я помню, депутатов разместили в гостинице «Абай» по проспекту Республики, сейчас она называется «Турист».

Самые главные трудности были связаны с теплом, электро- и водоснабжением. Депрессивные 90-е годы очень серьезно подкосили эту сферу.  Теплоэлектроцентрали у нас дышали на ладан, долгие годы они не ремонтировались, люди месяцами не получали заработную плату, денег у предприятий не было для того, чтобы купить уголь и мазут. Мы все делали для того, чтобы обеспечить город теплом. Люди жаловались, что холодно в домах, в гостиницах. Мы покупали уголь «с колес» на ТЭЦ, брали его в долг у Экибастуза. Я вел неоднократные переговоры с директорами разрезов, чтобы они мне в долг пять-шесть составов отпустили, а я бы через месяц с ними рассчитался. Все это было... Мы и горели, и тонули, бывало, что по полдня город оставался без воды. Все водоснабжающие сети были в страшном состоянии, просто взрывались, приходили в негодность, их нужно было ремонтировать. На это тоже не хватало сил и средств. Бюджет города в 1998 году был около 9 миллиардов тенге, сейчас эта цифра около 350 миллиардов. И те 9 миллиардов надо было разделить на все, в том числе на зарплаты учителей, врачей. Тогда местный бюджет все финансировал, это сейчас финансирование централизованное. Зарплаты надо платить, город от снега чистить, содержать, покупать уголь, обеспечивать водой, электроэнергией. Все это тогда было очень сложно, но это все мы пережили. Пережили благодаря настойчивости нашего Елбасы. Он нам, конечно, выговаривал, делал замечания, но мы всегда чувствовали поддержку. Он прекрасно видел, что мы делаем все для того, чтобы удержать ситуацию под контролем. Потом потихоньку все начало налаживаться.

- Как отреагировали аким и Президент на просьбу отложить строительство левого берега?

- Как я помню, это был 2000-й год. Обычно аким города проводил планерки с заместителями поздно вечером, потому что днем было некогда: то правительство, то администрация президента. Так, часов в 8, иногда в 9 или 10 вечера, мы проводили планерки. Как-то аким приехал, скорее всего, у него был разговор с президентом, и спросил, как мы смотрим на то, чтобы начать осваивать левый берег. Мы с Фаритом Галимовым (первый заместитель акима города с 1998 по 2002 годы) начали выдвигать свои аргументы, что старый город в страшном состоянии. Акима вроде бы убедили. На следующий день он заявляет нам, причем рассерженный: «Вы меня вчера убедили, я пытался об этом сказать президенту, но он меня переубедил в обратном. Левый берег надо начинать строить. Конечно, правый берег мы не оставим, будем достраивать, реконструировать, сносить старое жилье». На самом деле так оно и произошло.

- Расскажите, как осваивали левый берег?

- Левый берег, конечно, в начале было очень сложно осваивать, потому что грунт там сложный, грунтовые воды. Надо было воду понижать, для водопонижения укладывали трубы до 8 метров в глубину. Представьте, на глубине 8 метров нужно проложить трубу, все это состыковать. Некоторые фирмы не выдерживали, уходили, бросали эту работу. Но с самого начала получилось так, что Президент вселил в нас уверенность, что мы преодолеем все трудности, что мы этот город построим, это будет столица Республики Казахстан. Для меня это было вдвойне приятно, и я гордился этим, потому что это мой родной город. Для нас было дело чести - не ударить в грязь лицом. Мы кроме работы ни о чем больше не думали. Утром уходили, поздно вечером приходили, дома нас почти не видели. Первыми начали строить Водно-зеленый бульвар, Байтерек, Круглую площадь. Остальные объекты потихоньку начали строиться. Здание «Транспорт тауэр» в то время вызывало удивление. Потом начали строиться еще более грандиозные объекты, небоскребы, эксклюзивные архитектурные решения, многие зарубежные архитекторы принимали участие в создании столицы. Сейчас левобережный город очень красивый, благоустроенный, современный. Радуются не только глаза, но и душа.  

- Какое здание из построенных за 20 лет Вам нравится больше всего?

- Я по профессии сам строитель. Каждое здание по-своему красивое, оригинальное, его по-разному можно оценивать. Отдать предпочтение какому-то одному не могу, но большинство зданий на левом берегу мне нравится. Тот же Байтерек - сейчас это уже символ страны, все, кто приезжает, обязательно находит время для того, чтобы посетить монумент. Здания на улице Кунаева, круглая площадь - замечательный ансамбль - посередине проходит мост, Водно-зеленый бульвар. В основу были заложены идеи Елбасы. На первоначальном этапе планировалось сделать его двухъярусным, чтобы это было теплая пешеходная прогулочная зона. От этой идеи до сих пор не отказались. Водно-зеленый бульвар продолжается прекрасным архитектурным объектом «Хан Шатыр», дальше в восточную сторону - Дворец мира и согласия, Дворец независимости. До нового вокзала, я думаю, в ближайшие несколько лет этот проспект будет благоустроен, пройдет легкорельсовый трамвай, и мы увидим продолжение Водно-зеленого бульвара - оси нашего города. Так было и задумано, что это будет ось, на которую накладываются архитектурные объекты, жилье, город.

- Многое в городе изменилось за 20 лет, на месте старых зданий появляются новые, меняются целые улицы, открываются магазины и кафе. Есть ли места, которых уже нет, но Вы по ним скучаете?

- Для меня, конечно, было очень много памятных мест с детства, которые стояли на этой площади (перед городским акиматом - прим.авт.). Я помню, у нас вместо ЦУМа были зеленые ряды - это старые купеческие магазины с чугунными дверями. Часто я подростком бегал в небольшой магазинчик рыбака и охотника купить крючок, поплавок. У меня до сих пор перед глазами эти зеленые ряды. Здесь на Кенесары школа, здесь же железнодорожный техникум, где я учился. Этот квартал для меня очень близкий. Проспект Бейбитшилик раньше назывался проспектом Мира, по нему ходили всего несколько автобусных маршрутов - один до базара, другой - в центр города. На проспекте Победы ходил небольшой подвижной железнодорожный составчик - два-три зеленых вагончика и одна колея, один путь от вокзала до управления железной дороги. Мы пацанами катались на подножке, нас проводник гонял. Кругом было болото, утки плавали, рос камыш. Это то, что перед моими глазами...

- Однажды Вы высказались о нынешнем замакиме Сергее Хорошуне. Вы сказали: «Я его знаю 20 с лишним лет, после меня он стал первым заместителем акима Астаны, и вот уже почти 12 лет тянет эту непростую лямку». Что Вы имели ввиду, говоря «тянуть лямку»?

- Потому что эту лямку 10 лет тянул я. Это очень непростая работа. На первом заместителе акима города, тем более, если он курирует такие сложные отрасли, как строительство, коммунальное хозяйство, энергетику и все остальное - повседневное напряжение. К примеру, в то время происходило веерное отключение электричества. Я согласовывал и подписывал этот график, потому что не хватало мощностей, электроэнергии. Мы вынуждены были по часам отключать кварталы и микрорайоны. Иногда выходило так, что я забывал. Звонили люди, жаловались, что нет света. Я начинал воспитывать директора горэлектросетей Валерия Кушнаренко, который каждый месяц приносил мне график, почему света нет. А он мне показывал: «Сансызбай Сейтжанович, посмотрите, у вас перед носом график лежит, Вы же его утвердили». Такие моменты бывали. Поэтому Хорошуну тоже очень сложно 12 лет курировать эту область. Особенно в строительстве очень много скандальных вопросов, связанных с дольщиками. Это не по вине Хорошуна или акимата, это недобросовестность застройщиков, подрядчиков. Очень много дольщиков оказались обманутыми, люди до сих пор в бегах или банкроты. В конечном итоге люди ищут правду, идут в акимат.

Конечно, возможно, это несовершенство законов, которые позволили нечистоплотным людям обманывать население. Хорошун работал вместе со мной, начинал инспектором технадзора в городском коммунальном предприятии «Горкомхоз», был у меня директором департамента энергетики коммунального хозяйства. Совсем молодой парень был, сейчас первый заместитель акима города. Я наблюдаю за его работой, и считаю, что он очень добросовестный, порядочный, компетентный человек.

- Когда, по-Вашему, было сложнее работать в 1997 году или в 2007 году?

- На разном этапе сложности разные, по значению, по объему. Конечно, в конце 90-х сложности были связаны с удержанием ситуации, сохранением инфраструктуры, строительством города. Сейчас - то, что президент говорил, самая главная задача - это сделать город культурным, современным, привлекательным. Видите, какие разные задачи? И сказать, какие из них сложнее я не могу. Наверное, в этом и есть диалектика жизни, все это связано с развитием. К примеру, в свое время было много критики, связанной с передислокацией. Многие не верили в то время, очень сложное, что возможно передислоцировать столицу и построить новый город. Обосновывая критику, говорили: «Тратятся многомиллиардные бюджетные деньги, в то время, когда народу пенсию, зарплаты не могут выплатить, то надо делать, другое надо делать». А сегодня город ежегодно вносит в госбюджет триллион тенге. Город стал донором республиканского бюджета. Объем промышленного производства составляет полтриллиона тенге, здесь самый низкий уровень безработицы по стране (около 4,5%). В городе более миллиона жителей, каждый третий работает в сфере малого бизнеса. Сфера услуг и сфера мелкого производства занимает в валовом региональном продукте почти 60%. Тогда об этом и мечтать было трудно. А сегодня город самодостаточный.

- Недавно был назначен аким нового района Байконур. Им стал Ерлан Каналимов. Знакомы ли Вы с ним? Что можете сказать о нем, как о руководителе?

- Я его давно и хорошо знаю. Он очень толковый, работоспособный, грамотный, подготовленный человек. Долгое время он проработал в структурах акимата города Астаны, прошел разные ступени. Я думаю, он достойно справится со своей новой работой. Конечно, на первоначальном этапе будут трудности, потому что надо комплектовать аппарат акима района, разрабатывать программы развития нового района, потому что в какой-то мере, не сказать, что полностью депрессивный, но очень проблемный. В него вошел район промышленный, народ его называет Лесозавод. Там очень много проблем, связанных с устройством новых улиц, развитием инфраструктуры, обеспечением доступности здравоохранения. Думаю, что район после создания акимата получит новое развитие.

- Каким Вы видите будущее Астаны?

- Я уверен, что город станет еще лучше, красивее и комфортнее для проживания. Я попробую передать одну мысль. Она не моя, но я ее до сих пор помню. Президент два раза в год (весной и осенью) проводил совещания по застройке и развитию города. Часто мы, конечно, получали замечания, приходилось вставать, отчитываться, докладывать, а иногда даже оправдываться. После одной такой «разборки» он сильно нас поругал. Смотрит на наши поникшие головы, потом говорит (дословно я не помню, но примерно так): «Ну что вы головы опустили. Город мы построим, никуда мы не денемся. Но главная задача акимата города - воспитать патриотов, настоящих граждан нашей страны и столицы, чтобы они любили свой город также, как парижане любят Париж, москвичи - Москву». Эти слова у меня до сих пор в голове. На современном этапе развития города во главе с Асетом  Исекешевым делается очень многое для комфортного проживания жителей. Становятся доступными услуги, которые необходимы для горожан, внедряются новые технологии, цифровизация, информатизация. Я думаю, в скором времени наш город действительно станет умным, комфортным и привлекательным для проживания.

- Спасибо за беседу! 

Сейчас читают