Сакральная география: Что известно о месте погребения акына Шернияза

None
None
АТЫРАУ. КАЗИНФОРМ -  Шернияз Жарылгасулы (1806 -1867  годы)  является одним из акынов-импровизаторов, виртуозно владеющим ораторским искусством. Его мавзолей  стал одним из памятников истории и культуры местного значения в Атырауской области. Об этом мавзолее подробно рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» заместитель руководителя Государственной инспекции по охране, восстановлению и использованию исторического и культурного наследия по Атырауской области Фархад Байдаулетов.

Мавзолей акына расположен в 15 километрах юго-западнее аула Жантерек Кызылкогинского района.

Шернияз Жарылгасулы - народный акын. Он поддерживал и принимал участие в национально-освободительном восстании Махамбета (1836 - 1838 годы), став одним из акынов, который воспевал эти события.

«В 1977 году литератор Беркайыр Аманшин нашел место захоронения Шернияза Жарылгасулы и опубликовал сведения, которые были выбиты на надгробной плите акына. Высота надгробного памятника - 155 см, верхняя часть закруглена. На плите выбито: Шернияз Жарылгасулы из рода Кете, племени Мусайдар. Умер в 61-летнем возрасте. Памятник установил в 1867 году сын Аскаралы мырза Дугай - Аминь».

В соответствии с региональной программой «Культурное наследие» в 2005 году над могилой был построен мавзолей. Архитектор Зангар Медетбек, строительством  занимался Олжас Демесин. Площадь мазара 3х3 метра, высота 7 метров. Строение из белого песчаника. Стены прямоугольные, в стенах с четырех сторон оставлены треугольные пространства. Верхняя часть куполообразная. Могила акына расположена в западной части мавзолея. На входе в мазар высечены надписи: «Акын Шернияз Жарылгасулы» и «1806 - 1867», - рассказал Ф. Байдаулетов.

Восстание потерпело поражение, и его предводитель Исатай погиб, но акын продолжал воспевать свободу. В своих произведениях он отразил героический образ Исатая. Это: «Па, шіркін, Исатайдай сабаз тумас» («Не родится такой удалец, как Исатай»), «Ақ алмас алтын сапты, қылышым-ай», («Золотой и драгоценный мой клинок»), «Исатай ел еркесі, ел серкесі», («Исатай баловень народа»).

Также в таких произведениях как «Ай, Қазы би, Қазы би», «Тостағанды қолға алып» («Взяв чашу в руки»), «Ай жігіттер», («Эй, джигиты»), «Сөз сөйлеймін бөлмелеп» («Говорю я урывками») и других Шернияз поднимает философские, жизненно важные вопросы своего времени, о несправедливости общества и быстротечности времени.

 

Автор: Абай Абылайұлы

 

Перевод: Сания Кутбанова

Сейчас читают