С чего начинается Родина: детско-юношеский туризм как средство формирования гражданина и патриота - В.Фомин, ЗКО (ФОТО)

None
None
УРАЛЬСК. КАЗИНФОРМ - Каково состояние детского туризма в Казахстане, что нужно делать, чтобы решать проблемы в этой сфере, какие задачи стоят перед специалистами, обо всем этом рассказал корреспонденту Казинформа директор Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии, кандидат педагогических наук Виктор Фомин.

-Недавно в Астане прошло заседание Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК под председательством Государственного секретаря РК Гульшары Абдыкаликовой, на котором был обсужден ряд актуальных социальных проблем защиты интересов семьи, женщин и детей. Отдельным пунктом повестки дня стояли вопросы развития детско-юношеского туризма, как одного из стратегических направлений в воспитании нового казахстанского патриотизма, - сказал В.Фомин. - Как заявила Гульшара Абдыкаликова, выдвинутая Президентом Н. Назарбаевым в Послании «Нұрлы жол - Путь в будущее» общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», пять институциональных реформ и План нации «100 конкретных шагов» требуют повышения роли региональных комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике в решении вопросов защиты интересов семьи, женщин и детей. Важное место в их деятельности должны занимать, в частности, проблемы воспитания и образования молодежи. Этим вопросам были посвящены три пункта повестки дня заседания комиссии.

На заседании была высказана серьезная озабоченность ростом в ряде регионов фактов противоправного поведения и преступности в подростковой среде, суицидальных проявлений, а также активизацией влияния на молодежь экстремистских религиозных течений. Несомненно, это становится возможным из-за неумения подростков адекватно оценить ту или иную ситуацию, понять поступки взрослых, выбрать правильную линию собственного поведения.

Как отмечают ученые, причины суицида в основном связаны с отношениями в семье, с друзьями, в школе. Большинство подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но за ними, как правило, обнаруживаются проблемы в семье - в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. Конкретным же поводом становятся школьные ситуации, поскольку именно в школе ребенок проводит значительную часть своего времени.

Учебные заведения, особенно в сельской местности, не всегда располагают необходимым оборудованием, подготовленными кадрами, современной методикой для обеспечения высокого уровня образовательно-воспитательного процесса, что вместе с недостатками семейного воспитания становится причиной многих негативных явлений в молодежной среде.

-Виктор Павлович, какая роль в решении этих проблем отводится организациям дополнительного образования детей, в том числе учреждениям детско-юношеского туризма?

-Понятно, какую большую роль в профилактике этих отрицательных явлений могут сыграть учреждения системы дополнительного образования. Важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы дети научились правильно оценивать ситуацию, поступки и намерения окружающих, могли достойно справляться с трудностями, противостоять негативным тенденциям. Необходимо так построить день ребенка, чтобы даже в свободное от учебы время оказывать на него позитивное духовно-нравственное влияние, чтобы он стремился к высокому в жизни, а не опускался на ее дно. Именно эта цель должна стать главной в деятельности учреждений дополнительного образования, в том числе туристско-краеведческого направления. Надо преодолеть все еще бытующее в нашей среде понимание системы дополнительного образования детей, как «второстепенной структуры». Наши центры и станции должны стать равноправными с учреждениями основного образования - во всех аспектах деятельности: в финансовом и материально-техническом обеспечении, в подготовке кадров, в методической работе и т. д.

Докладывая на комиссии о развитии детско-юношеского туризма в Казахстане, вице-министр образования и науки РК Т.Балыкбаев отметил, что сегодня в республике действует 35 станций и центров юных туристов с охватом свыше 19 тысяч школьников. А всего в туристических кружках общеобразовательных школ, дворцов и центров творчества занимаются свыше 50 тысяч учащихся. Охарактеризовав разностороннюю туристско-краеведческую деятельность организаций образования, докладчик обозначил основные причины, затрудняющие ускоренное развитие этого направления в республике. К примеру, до сих пор в Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Мангыстауской областях нет ни одного центра туризма для детей. Укомплектованность специальным оборудованием в целом по всем объединениям самодеятельного туризма составляет около 15%. Требует совершенствования нормативно-правовое и методическое обеспечение детско-юношеского туризма, работа по подготовке кадров. Существенно сдерживает развитие этой сферы слабое бюджетное финансирование. В результате охват туризмом в республике составляет всего 2,6% детей, в то время как в России - 14%, в европейских государствах - от 20% и выше.

Анализируя образовательно-воспитательную деятельность в системе дополнительного образования, участники заседания выработали ряд рекомендаций.В частности, речь шла о совершенствовании нормативно-правовой базы этой сферы, о создании учреждений детско-юношеского туризма в каждом районе и городе страны, об обеспечении достойной оплаты труда педагогов, тренеров и других сотрудников дополнительного образования, приравнивания ее к зарплате учителей системы основного образования.

В качестве положительного примера участия госорганов в активизации туристско-краеведческой деятельности следует назвать принятие Министерством образования и науки РК и Министерством культуры и спорта РК совместного приказа об организации посещения детьми организаций образования музеев, театров и других учреждений культуры. В соответствии с этим будут созданы условия для посещения организованными группами школьников учреждений культуры республики без оплаты. Думается, что руководители других государственных или предпринимательских структур могли бы найти возможности для аналогичных акций. К примеру, ставится вопрос о предоставлении льгот организованным детским туристским группам при совершении междугородних и международных путешествий.

-Как встретили ваше выступление на заседании комиссии, как оценили деятельность областного центра детско-юношеского туризма и экологии?

-По моему мнению, выступление встретили внимательно и заинтересованно. Ведь мы постарались отразить не только 55-летний опыт нашего ОЦДЮТиЭ, но и наше видение перспектив развития детско-юношеского туризма, по крайней мере, в двух аспектах: с одной стороны, как могучего средства воспитания юной личности, и с другой, как составной части туристской индустрии Казахстана, эффективного средства развития внутреннего туризма в стране.

Как я докладывал на заседании комиссии, за более чем полувековой период в области сложилась устойчивая система детско-юношеского туризма, включающая, кроме ОЦДЮТиЭ, Уральский городской и 12 районных центров и станций. Эти учреждения стали важным звеном системы непрерывного образования молодежи - от детсадов до высших учебных заведений. Ими ежегодно в рамках экспедиции «Моя Родина - Казахстан» проводятся сотни пеших, водных, велосипедных походов и путешествий, соревнований и турниров, других акций, в которых принимают участие десятки тысяч школьников как из ЗКО, так и из других регионов Казахстана и РФ. В целом по региону различными видами туризма охвачено 15% учащихся, при среднем показателе по республике 2,5%. Только при ОЦДЮТиЭ в настоящее время действуют более 50 кружков, в которых занимаются около 700 учащихся.

О результатах образовательно-воспитательной деятельности ОЦДЮТиЭ наглядно говорят достижения команд области на соревнованиях республиканского и международного уровня. К примеру, в течение ряда лет они стабильно занимают призовые места на республиканских первенствах по различным видам туристского многоборья (лыжному, пешеходному, горному туризму на естественном и искусственном рельефах), по спортивному ориентированию и др.

Сегодня мы гордимся тем, что известный казахстанский альпинист Максут Жумаев свой первый туристский опыт приобретал в школах степного Приуралья. Следуя его примеру,чемпионами РК в своих возрастных категориях в последние годы стали Темирлан Кенжемурат, Мурат Ернур, Тусип Ильяс (пешеходный туризм), Наргиза Иргусаева (спортивное ориентирование). Призерами трех чемпионатов РК по различным видам спортивного туризма стали Карим Неталиев, Адильбек Исаков, Рая Лукпанова, Ернур Еркашов. 6 воспитанников кружков ОЦДЮТиЭ последних лет стали кандидатами в мастера спорта, 2 выпускника в настоящее время учатся в Академии туризма и спорта.

Участвуя в республиканских слетах экспедиционных отрядов «Моя Родина - Казахстан», представители ЗКО в 2014 году заняли 2-е место, а в 2015 г. - 1-е место. Юниоры области заняли 2-е общекомандное место на открытом первенстве по спортивному многоборью в г. Энгельсе Саратовской области РФ. Участники краеведческого кружка «Шолохововедение» при музее М. Шолохова в с. Дарьинское Зеленовского района стали дипломантами и лауреатами международных литературно-краеведческих конкурсов «Шолоховский родник» и «Шолоховская география», проводимых Домом-музеем писателя в ст. Вешенской (Россия). Лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса детских проектов «Первые шаги в науку» явлются Никита Лихачев, Алена Клюева, Александра Оленченко, Никита Васильшин и Ирина Вдовина - учащиеся кружков при ОЦДЮТиЭ под руководством педагогов дополнительного образования Н. А. Капустиной и С.В. Петченко.

Разностороннюю работу проводят также Уральский городской и районные центры и станции детского туризма. В последние годы первые места в рейтинге стабильно занимает Акжаикский районный центр детского туризма. Мероприятия, проводимые его коллективом, отличаются разнообразием, массовостью, качеством, высокой результативностью. Активно ведут туристско-краеведческую деятельность учреждения детского туризма Бурлинского, Жанибекского, Зеленовского районов.

Поэтому мы понимаем и благодарны за ту высокую оценку, которая содержалась и в ряде выступлений на заседании комиссии, и в ее документах, а также рекомендацию комиссии Министерству образования и науки РК осуществить в течение 2016 года внедрение опыта развития детско-юношеского туризма Западно-Казахстанской области во всех регионах страны. В этой связи я хочу высказать искреннюю благодарность руководству региона за то внимание и поддержку, которое они оказывают нашей сфере. Но высшую оценку мы увидели бы в открытии в стране новых детских турцентров и турбаз. Нужно лишь желание и старание.

-Что, по вашему мнению, нужно сделать для активизации туризма в Приуралье и по всей стране?

-Дополнительное образование при его правильной организации способно стать важным способом передачи молодому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации. В частности, мероприятия туристско-краеведческой направленности способствуют физическому, духовному и нравственному развитию молодых людей, более глубокому познанию ими Родины, раскрытию творческих возможностей. Весь этот потенциал спортивного, краеведческого, оздоровительного, экологического, геологического и других видов туризма следует максимально использовать, вовлекая в эту деятельность как можно большее число детей.

Именно в этих целях комиссия рекомендовала акиматам областей разработать региональные планы развития детско-юношеского туризма и - самое главное - рассмотреть возможность открытия центров юных туристов там, где их нет. Далее, по нашему мнению, следовало бы подумать над обеспечением полноценного государственного финансирования деятельности этих центров (станций) и проводимых ими мероприятий. В последние годы организации детско-юношеского туризма, как и вся система ДО, получали (в зависимости от регионов) от 40% до 80% минимально необходимого финансирования. Остальное финансирование шло за счет платных услуг. Это вынуждает нас привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам деятельности от 20 до 60% затрат.

Такое положение, конечно, нетерпимо. По нашему мнению, все потребности функционирования и будущего развития детского туризма должны финансироваться государством. Не возбраняется, конечно, и спонсорство, меценатство. Но ставить судьбу туристских баз, лагерей, различных кружков в зависимость от денег, уплаченных родителями за детские путевки, - на наш взгляд, кощунственно. Дети не должны страдать из-за того, что не все родители могут оплатить путевку в турлагерь или занятия на скалодроме.

Имеется еще ряд существенных проблем организационного характера, нормативно-правового, методического, кадрового, финансового, материально-технического. Особую тревогу вызывает техническое состояние: учреждения детского туризма находятся в приспособленных или арендованных зданиях, требующих капитального и текущего ремонта. Зачастую не хватает транспортных средств для перевозок детей, туристского оборудования и снаряжения (электронной отметки «Sportident», палаток, лыж, рюкзаков, скалодромов). Хотелось бы надеяться, что местные власти обратят внимание на эти вопросы.

- Практически, в каждом районе и городе есть над чем поработать. Дальнейшее повышение научно-методического уровня и результативности нашей воспитательной работы и будет нашим вкладом в формирование достойного молодого поколения Республики Казахстан, - подытожил В.Фомин. Елжан Ералы

Сейчас читают