С акцентом на технологический суверенитет
Когда Астану посещают представители различных центров силы – это всегда вызывает большой резонанс. Не стал исключением и государственный визит Президента России в Казахстан. Об итогах переговоров в материале аналитического обозревателя агентства Kazinform Владимира Курятова.
Визит Президента России Владимира Путина в Казахстан, и его участие в сессии совета коллективной безопасности ОДКБ, сопровождался пристальным вниманием. Фейки, вбросы, аналитика глубокая и не очень – каждый журналист и эксперт видел свой краешек картины, комментируя событие на свой лад. Разнополярный мир – полярные мнения.
Но зато позиция Казахстана незыблема. Есть многовекторность, есть свой национальный интерес. Нужно ли объяснять, почему Москва важный стратегический партнер Астаны?
Во-первых — это самый крупный сосед Казахстана, граница с которым простирается на такое расстояние, которое трудно себе вообразить даже нам – людям Великой степи. Президент Касым-Жомарт Токаев, опубликовавший накануне переговоров статью в газете «Известия», данный факт отмечал особо: «Мы, в Казахстане, всегда помним, что наши страны объединяет самая протяженная в мире сухопутная граница».
Если говорить языком цифр - 7 598 километров. Площади для той же Европы просто немыслимые. Для сравнения, Франция граничит с 11 государствами, но ее общая граница почти в два раза меньше и составляет 4082,2 километров. А ведь «пятая республика» одна из крупнейших стран ЕС.
Надо сказать, что и Владимир Путин накануне визита опубликовал статью в «Казахстанской правде». И это уже традиционный формат информационного обмена. Стороны обозначили свои подходы к развитию сотрудничества, и они прозвучали в унисон.
Забегая вперед, хотелось бы сказать, что в рамках переговоров все вопросы, даже проблемные, нашли отражение. В Совместном заявлении глав государств есть несколько особенно «вкусных» моментов, не требующих даже комментариев.
Приведу их на свой субъективный взгляд. Так, например, «стороны осуждают безответственные заявления публичных и официальных лиц, противоречащие духу взаимного доверия и уважения суверенитета двух стран».
Или вот еще: «стороны отмечают стабильную работу Каспийского трубопроводного консорциума, который играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности и стабильности региона, а также в развитии экономического сотрудничества между странами».
Это, кстати говоря, важнейший момент, который отвечает на вопрос: а что во-вторых?
Экономическая связанность – это еще один важнейший аргумент нашего стратегического партнерства. Тот же трубопровод КТК, представляющий собой международный консорциум, является критически важной инфраструктурой. По нему, через территорию России, транспортируется более 80 процентов казахстанской нефти на зарубежные рынки.
Казахстан, конечно, проводит определенную диверсификацию поставок углеводородов. Так, на днях было заявлено, что транспортировка казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан увеличится с 1,5 до 20 млн тонн. Но объемы все же несопоставимы. Для сравнения: в 2024 году КТК планирует прокачать на экспорт порядка 70 млн тонн нефти. Есть вопросы и по стоимости транспортировки. Каспийский маршрут несколько дороже.
Да, диверсификация нужна и важна. Но тут сама география бросает наши страны в «объятия» друг друга. Та же Россия, в условиях глобальной турбулентности, начинает поворачивать свои газовые трубы в Азию и на Восток.
Как отмечал в ходе состоявшихся встреч Президент Касым-Жомарт Токаев, впервые запущен транзит российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Подписано соглашение с «Газпромом» о транзите российского газа в Кыргызстан. Прорабатываются долгосрочные поставки российского газа в Казахстан.
Опять же о географии - Россия крайне заинтересована в том, чтобы расширить свои транспортные возможности и активнее выходить через Казахстан на рынки глобального Востока. В частности, идет расширение восточной «ветки» международного маршрута Север – Юг. Сегодня его пропускная способность – 10 миллионов тонн в год, а объем фактически перевезенных грузов всего лишь около 2 миллионов тонн. Как сообщил на днях министр транспорта Казахстана Марат Карабаев планируется увеличить мощности коридора до 20 миллионов тонн. Это выгодно и нашей стране.
Казахстан уже на протяжении многих лет создает за рубежом сеть современных мультимодальных центров и «сухих портов». В эту транспортную схему будет вписан новый транспортно-логистический центр на станции Селятино на территории РФ.
- На противоположном конце транзитного коридора сбор грузов будет осуществляться на недавно построенном казахстанском терминале в китайском городе Сиане. Тем самым фактически создаются ключевые опорные пункты единой системы транзита грузов по маршруту Китай – Казахстан – Россия, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Президенты также обсудили строительство автомобильной дороги в Монголию и вопросы активного использования Трансафганского транспортного коридора.
Так что отношения двух стран продиктованы и логикой, и прагматизмом, что во многом определило и качество, и содержательность состоявшихся переговоров. На то он и госвизит, имеющий высочайший межгосударственный статус, чтобы открывать новые главы и страницы в отношениях. Кстати, с 2012 года, когда Владимир Путин вновь возглавил Россию, он лишь однажды побывал с государственным визитом в Казахстане – в 2015 году. Тогда только начинал работать Евразийский экономический союз, что было, по-своему, переломным моментом.
Нынешний визит тоже происходит в переломное время, заставляя все страны мира адаптироваться к новой реальности. Суть происходящего в полной мере отражает Совместное заявление глав государств, призванное углубить стратегическое партнерство в условиях нового глобального порядка.
Россия в этом ключе делает ставку на импортозамещение, диверсификацию экономики и транспортных маршрутов. Такие же задачи стоят перед Казахстаном. И здесь, учитывая наше общее евразийское экономическое пространство и схожесть экономик, Астана и Москва переходят от конкуренции к кооперации.
Та же Сарань, бодрым шагом покинувшая ряды депрессивных моногородов, сделала это отчасти при помощи российских партнеров. Наряду с другими производствами здесь был открыт завод по производству шин, что позволило вдохнуть в город новую жизнь.
Новые точки роста создаются повсеместно по Казахстану. В Костанае состоялся запуск масштабного проекта по производству чугунного литья мощностью до 40 тыс. тонн в год. В сотрудничестве с компанией «КАМАЗ» углубляется локализация производства машиностроительного оборудования. Компаниями «ЕвроХим» и «Уралхим» в Жамбылской области реализуются масштабные проекты по производству минеральных удобрений. Есть немало других проектов, от энергетического сектора до нефтехимии.
Активное сотрудничество идет в сельском хозяйстве, где наши страны могут стать продовольственным хабом для транспортировки продовольствия в третьи страны. Планируется активизировать сотрудничество в сфере «зеленой энергетики», финансов, экологии и водной политики. Реализуются совместные инициативы в области образования, науки, культурно-гуманитарных связей.
Кстати, вопросы промышленной кооперации стали темой юбилейного межрегионального форума, в работе которого дистанционного подключились главы государств.
Как подчеркивает заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений РАН Станислав Притчин, именно приграничные регионы наших стран дают значительный товарооборот.
- С учетом того, что у нас достаточно схожие экономические модели администрирования, достаточно либеральные, защищающие интересы инвесторов законы, казахстанский бизнес достаточно спокойно себя чувствуют в Российской Федерации, как и российский бизнес - в Казахстане, - отметил эксперт.
Цифры говорят сами за себя. В Казахстане работают около 24 тысяч компаний с российским участием – это почти половина от общего количества предприятий с иностранным капиталом, действующих в нашей стране.
Понятно, отмечает Станислав Притчин, что большая часть из них - это предприятия малого и среднего бизнеса. Но это все равно показательно, потому что крупный бизнес умеет себя защищать, а малый и средний бизнес полагается на юридическую среду в той или иной стране. И то, что созданы благоприятные условия говорит о многом.
К слову, региональное сотрудничество теперь получит новый импульс – по итогам переговоров принята Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительствами двух стран и план по ее реализации. Она включает порядка 150 совместных мероприятий и проектов и внесет свой вклад в развитие торговых отношений. Если же говорить в общем, по итогам переговоров подписано 19 документов, в числе которых важные межправительственные соглашения в области транспорта и логистики, туризма, высшего образования, здравоохранения и многие другие.
– Убежден, при сохранении данной позитивной динамики мы сможем в ближайшие пару лет превзойти во взаимной торговле рубеж в 30 млрд долларов, - выразил уверенность Президент Касым-Жомарт Токаев. Для справки: в прошлом году этот показатель достиг 27 млрд долларов.
Трудности нынешнего времени создают много возможностей. И Казахстан имеет все шансы ими воспользоваться. Для этого наша страна ведет борьбу за инвестиции. Астана выстраивает свою политику с позиций классического игрока middle power (средняя держава), создавая развитую сеть друзей по всему миру. Это позволяет более эффективно диверсифицировать торговые и транзитные маршруты, развивать совместные перерабатывающие и наукоемкие производства. Главная цель – сформировать технологический суверенитет, занять свою нишу в мировой системе координат. И Россия, в этой картине мира, один из наших важнейших стратегических партнеров.