13:24, 06 Январь 2009 | GMT +5
Рождественский сочельник. Традиции и рецепты
МОСКВА. 6 января. КАЗИНФОРМ - Помните, как несколько лет назад на телеэкранах регулярно возникала картина шумного пира? Звенели бокалы и сверкали приборы... И только один человек молчал и ничего не ел. И был этот человек - прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Он так выделялся на фоне веселого застолья, что это заметила сама императрица. «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя», - тихо объяснил генералиссимус. Конечно, после широкого жеста и дара Екатерины Второй - он поднимает бокал. Но, действительно, пирушка происходила в сочельник - в день самого строгого поста перед Рождеством Христовым. Как же считал нужным вести себя Суворов?Самый строгий день постаКак передает Казинформ со ссылкой на РИА Новости, подготовка к празднику Рождества начинается за сорок дней - это Рождественский пост. Последний день перед праздником называется сочельником (от слова «сочиво» - особое сладкое кушанье из зерен), и в этот день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения (конечно, только тем, кому это по силам). По традиции, трапеза начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.Церковный устав не упоминает об этой традиции, но предписывает пост до выноса свечи на службе. Священники и верующие поют тропарь Рождеству Христову перед зажженной свечей. В наши дни эта служба совершается утром, поэтому вкушать пищу можно по окончании Божественной литургии.«В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели, - писал русский писатель-эмигрант И. С. Шмелев в романе «Лето Господне». - Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу...».В древней церкви литургию - главное богослужение, на котором совершается пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, - в Рождественский сочельник служили вечером. Перед причастием не следует ни есть, ни пить; есть благочестивый обычай в любой день начинать есть не раньше, чем закончится литургия. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день, хотя служба теперь совершается утром.Как же приготовить сочиво? Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.Однако пост еще не закончился, торжественное праздничное богослужение еще впереди, поэтому рождественский гусь, холодцы и колбасы будут позже - и в день Рождества, и на Святках.А как приготовиться самому? Последние пять дней поста целиком посвящены подготовке к празднику. Замечательно, что богослужения этих дней чем-то похожи на предпасхальные - службы Страстной седмицы. Это помогает помнить не только о внешнем и благостном - украшении дома, подарках, волах и ослах над яслями, в которых лежит младенец Иисус, - но и о том, ради чего Христос пришел в мир: Боговоплощение, может быть, было для Него не меньшим Крестом, чем Крест Голгофский.Но постепенно грустное настроение уступает место радости и ликованию. Если раньше Церковь раскрывала в песнопениях тайну снисхождения Бога на землю, теперь она говорит о земных обстоятельствах этого события - трогательных и удивительных.Уже на службе сочельника читается множество отрывков из Евангелия, повествующих о Рождестве Христовом. Это как бы лучи, проникающие из светлого дня праздника. Читаются и пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник, поэтому домой люди уносят трепетную радость и ожидание.