Ремесленник из Актобе: Искусство изготовления домбры нуждается в господдержке

None
None
АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ - 62-летний мастер ремесленник  из Актобе Еркосай Абилов считает, что национальный день домбры, учрежденный Президентом страны, должен способствовать дальнейшему научному  исследованию уникального музыкального инструмента, являющегося символом и национальным достоянием всех казахов,  передает корреспондент МИА  «Казинформ».  

Изготовлением домбры и других казахских национальных инструментов мастер начал заниматься с обретением независимости Казахстана в далеком 1991 году.

«В то время я занимался изготовлением казахских сундуков. Однажды от директора школы, в который ходила моя дочь, поступила просьба - изготовить детскую домбру, так как в школе была всего одна домбра, а купить было практически негде. Не зная технологии изготовления инструмента, но основываясь на образце, я сделал домбру по своей технологии, и продолжаю работать по этому методу сейчас», - говорит Еркосай Абилов.

nullИз простого самоучки за 30 лет Е.Абилов стал профессионалом своего дела. В 2002 году стал членом союза художников Казахстана, в 2012 году он получил признание всемирного обьединения  мастеров ремесленников  (WCC), является членом Союза ремесленников Казахстана.

Из рук актюбинского мастера вышла не одна домбра, кобыз, прима-кобыз, домбра-бас, шертер, контрабас, дабыл, даулпаз  и другие инструменты для музеев, оркестров и одиночных исполнителей. Часто музыкальные инструменты и национальные предметы быта от Еркосая Абилова заказывают в качестве подарков-сувениров для иностранных гостей. Увлекается мастер и изготовлением ювелирных изделий из серебра, а также исчезающего «бес-кару» (пять видов казахского оружия), казахских седел и другого снаряжения.

nullПо словам Е.Абилова, технология изготовления домбры не сложная.

«Если знать технологию, то изготовить домбру не сложно. Искусство не сложно для того, кто им занимается. Дерево часто не подчиняется человеку, его надо усмирить. Год от года искусство мастера растет и развивается. Знающий мастер может сделать домбру за 2-3 дня. Качество домбры зависит от дерева, из которого оно изготовлено, и от мастерства шебера», - говорит Е.Абилов.

В качестве материала для музыкального инструмента используется сосна, клен, ель, бук, береза, красное дерево.

nullСуществует много видов домбры. На западе страны распространена каплевидная домбра, на востоке - совковая («қалақ») домбра. Бывает и трехструнная домбра, как у Абая Кунанбаева.

«Шанак - это корпус домбры, его собирают из 7-9 кусков дерева. Сверху находится крышка «какпак». Домбру склеивают и оставляют сушить. Качество звучания домбры может определить только музыкант. Особо ценится домбра с использованием натуральных кишок животных вместо струн. Такие струны издают особый низкий настрой инструменту «коныр дыбыс», что характерно для народной музыки. Я сам изготавливаю такие струны из кишок овцы. Заказывают натуральные струны в основном артисты из Алматы», - говорит Е.Абилов.

Услышав об учреждении национального дня домбры, мастер обрадовался и немного опечалился.

«Сейчас много говорится о возрождении национальной культуры, однако я считаю, что с развитием цивилизации мы, казахи, теряем свои национальные ценности. Например, многие казахские предметы быта, обувь, одежда, оружие уходят в прошлое и забываются.

Сейчас искусство разделилось на два направления  - коммерческое и художественное. Часто мастера вынуждены бросать творческое направление и просто зарабатывать на жизнь производством дешевого ширпотреба, на который имеется хороший спрос. Считаю, что от государства должна быть поддержка, хотелось бы, чтобы мы не ограничивались просто праздниками, концертами, а глубже изучали нашу культуру, искусство, историю. А домбра сама по себе требует более глубокого научного исследования, этот музыкальный инструмент дошел до нас от предков кочевников и нельзя, чтобы он был забыт и стал просто сувенирным предметом. Для мастеров прикладников, которые занимаются созданием национальных предметов быта, не помешала бы специальная грантовая программа или конкурсы, чтобы развивать забытые ремесла. Большой вклад в этом направлении, в поддержке ремесленничества Казахстана сделала председатель союза ремесленников РК, отличник сферы культуры, член союза художников РК, вице-президент WCC Central Asia Айжан Беккулова», - считает Е.Абилов.

Сейчас читают