Религиозные лидеры Китая раскрыли роль веры в решении глобальных вызовов
В беседе с корреспондентом Kazinform буддийский монах Ван Кай и даосский наставник Цзинь Чунцзин рассказали о ключевых концепциях своих учений — единстве человека и природы и милосердии ко всем живым существам.
— Прежде всего, хотелось бы задать вопрос наставнику Цзинь Чунцзину. Как Вы считаете, какое значение имеет даосская концепция «тянь жэнь хэ и» — «единство неба и человека» — в контексте защиты окружающей среды и гармоничного сосуществования человека и природы?
— Концепция «тянь жэнь хэ и» лежит в основе даосской практики и отражает глубинную экологическую мудрость китайской традиции в отношении человека и природы. Под «небом» в данном контексте понимается не просто небесный свод, а универсальные законы природы и путь Дао — естественный порядок Вселенной. А «единство» означает, что человек и все живое происходят из одного источника и должны сосуществовать в гармонии.
Как сказано в Дао Дэ Цзине: «Человек следует Земле, Земля — Небу, Небо — Дао, Дао — естеству». Это основа философии единства человека и природы. Даосизм учит, что человек должен подражать природе, с уважением относиться ко всем формам жизни и действовать в согласии с путем Дао, позволяя всем существам занимать свое место в мире.
Сегодня, когда человечество сталкивается с серьезными экологическими вызовами, даосская философия напоминает нам, что охрана окружающей среды должна стать приоритетом. Следуя законам природы и разумно управляя ресурсами, мы сможем достичь состояния, при котором «все живое развивается, не причиняя вреда друг другу; все пути следуют параллельно, не вступая в конфликт».

— Обращаюсь к монаху Ван Каю. В условиях нарастающих конфликтов и нестабильности в мире, какие идеи буддизма, в частности «милосердие» и «равенство всех живых существ», могут быть полезны современному обществу?
— Буддизм учит: «Милосердие приносит радость, сострадание избавляет от страданий». Принципы милосердия и равенства всех существ выходят за рамки национальности, вероисповедания и социального положения, пропагандируя идеалы равенства и терпимости. Это важная основа для мирного сосуществования.
Буддизм утверждает, что мир начинается с внутреннего покоя. Через духовную практику и саморефлексию человек способен преодолеть жадность, гнев и невежество — главные причины конфликтов — и развить такие качества, как терпимости, доброты и сострадания, тем самым способствуя снижению внешнего напряжения.
Кроме того, кармическое учение буддизма напоминает: добрые дела приносят хорошие плоды, а злые — страдания. Это побуждает людей следовать нравственным принципам и избегать вреда другим. Идея «равенства всех существ» распространяется и на природу — человек должен беречь окружающую среду и стремиться к гармоничному сосуществованию с ней.
Через внутреннюю духовную работу, социальную инклюзивность и экологическую заботу мы можем вместе строить более мирный и гармоничный мир.

— Как Вы, являясь молодыми представителями религиозных кругов, оцениваете роль молодежи в продвижении диалога между религиями?
— Молодежь обладает рядом преимуществ в этом процессе. Она более открыта, любознательна и готова к восприятию различных культур и религий. Молодые люди активно используют современные технологии и социальные сети, что помогает преодолевать географические и культурные барьеры, способствуя взаимодействию между различными группами.
В буддийских кругах мы тоже используем онлайн-форумы, виртуальные выставки и другие цифровые форматы для популяризации буддийской культуры. Через межкультурное общение, академические конференции и художественное творчество молодежь может продвигать интеграцию и обновление религиозных традиций.
— Наставник Цзинь Чунцзин, как Вы оцениваете значение Съезда лидеров мировых и традиционных религий для развития межрелигиозного и межкультурного диалога?
— Этот Съезд — важная международная платформа для диалога между представителями разных религий, и он демонстрирует вклад Казахстана в развитие межрелигиозного сотрудничества. С момента проведения первого Съезда китайская даосская община активно участвует в нем, что говорит о нашей заинтересованности в международном диалоге.
Мы надеемся, что в будущем в рамках этой организации сможем развивать более тесное сотрудничество с Казахстаном и другими странами.