Реформа Парламента — ответ на вызовы времени: мнение европейских экспертов
Инициатива президента Касым-Жомарта Токаева о преобразовании Парламента Казахстана в однопалатный орган вызвала интерес среди европейских политологов. Мнения во многом сходятся: реформа отражает насущные вызовы времени, а ее практические результаты будут зависеть от степени открытости и инклюзивности процесса реализации, передает собственный корреспондент агентства Kazinform.
Гибкость политической системы как ответ на глобальные вызовы
Эксперт по внешней и оборонной политике Европейского союза Алина Бельская считает, что подобные изменения отвечают глобальным вызовам и повышают способность государства быстро реагировать на изменения.
— Реформа политической системы отвечает на актуальный запрос, который сегодня проявляется во многих странах, поскольку Парламент как представительный орган должен обладать способностью оперативно и эффективно реагировать на динамично меняющийся мир, — отметила Бельская в интервью агентству Kazinform.
На ее взгляд, ключевая функция парламента — выражение воли граждан, а предоставленный срок для обсуждения реформы создает возможности для более широкой инклюзии и укрепления доверия общества.
— Не менее важно, что Парламент выражает волю и интересы граждан. Позитивным аспектом является то, что на обсуждение данной реформы отведен продолжительный период, что создает условия для формирования инклюзивной политической системы и укрепления доверия общества к институтам власти, — подчеркнула она.
Алина Бельская, имеющая богатый опыт в вопросах, связанных с Центральной Азией и Восточной Европой, добавляет, что для Казахстана сегодня особенно значимо обеспечить взаимодействие власти с общественными и политическими силами.
— Перед Казахстаном стоят масштабные и сложные задачи. В этих условиях особенно важно обеспечить широкое взаимодействие с различными общественными и политическими силами, а также поддерживать реформы, которые будут способствовать воплощению общего видения будущего страны, — резюмировала Бельская.
Региональный контекст: уроки институциональных изменений в Центральной Азии
О политических последствиях реформы в беседе с агентством Kazinform рассуждает и Алан Томас, исследователь современной политики и истории Центральной Азии из Университета Стаффордшира. Как и предыдущий эксперт, он обратил внимание на повышение оперативности в процессе принятия решений при переходе к однопалатной системе.
— Как отметил в своем выступлении Президент Токаев, законодательные структуры Казахстана были сформированы в период стремительных перемен в 1990-е годы. С тех пор центральноазиатские республики адаптировали свои порядки под конкретные обстоятельства. Наблюдается интересное сочетание расхождений и сближений: например, Кыргызстан тоже отказался от двухпалатной системы, тогда как Узбекистан, напротив, перешел к ней, — сказал он.
На его взгляд, перераспределение полномочий Сената приведет к укреплению исполнительной власти и усилению позиций правящей партии.
Джеймс Шарп, бывший посол Великобритании в Казахстане и член консультативного совета аналитического центра Caspian Policy Center заявил, что для эффективной реализации преобразований важны сопутствующие меры, включая укрепление политической культуры, поддержку многопартийного взаимодействия, развитие гражданского общества, независимых СМИ и обеспечение конкурентных выборов.
Ранее российские эксперты отметили, что однопалатная структура парламента упрощает процесс законотворчества, не ухудшая и не подрывая другие аспекты государственной системы.