Профилактика буллинга: как работает программа «ДосболLike» в Казахстане

В Казахстане разработана отечественная антибуллинговая программа «ДосболLike». Какие конкретные меры внедряются в рамках инициативы и что она дает нам в «сухом остатке», разбирался корреспондент агентства Kazinform.

Буллинг и школа
Коллаж: Kazinform / Freepik

Суть и цели программы «ДосболLike»

Антибуллинговую программу «ДосболLike» разработал Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен».

- Министерству просвещения было поручено разработать антибуллинговую программу по аналогии с финской моделью. Мы, команда разработчиков, решили, что она будет не просто направлена на противодействие буллингу, но и на его профилактику. Само название «ДосболLike» отражает нашу цель — учить детей общаться, дружить и договариваться, – сообщила ведущий научный сотрудник Национального научно-практического института благополучия детей «Өркен» Ботагоз Кудышева.

Ботагоз Кудышева
Кадр из видео

Программа была запущена в пилотном режиме еще весной, но с нового учебного года масштабируется. С 1 сентября 2025 года во всех школах начали действовать специальные антибуллинговые команды. Программа «ДосболLike» предусматривает охват всех участников образовательного процесса — учителей, администрации, родителей, детей.

– Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Ведь не секрет, что существует понятие «токсичная школа» — когда ребенок не хочет учиться, не любит занятия. Программа «ДосболLike» направлена именно на то, чтобы создавалась благоприятная и поддерживающая школьная атмосфера, – отмечает Ботагоз Кудышева.

Практические шаги внедрения программы

В антибуллинговые команды входят директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, мотивированные педагоги, психолог, социальный педагог, активные родители. Специалистов непрерывно обучают распознаванию буллинга и действиям в кризисных ситуациях.

– Одна из важных задач проекта — помочь коллективам школ и колледжей понять, какова у них реальная ситуация с буллингом. Это направление деятельности реализуется нами в партнерстве с региональными центрами психологической поддержки и компаниями — провайдерами проектного офиса Министерства просвещения. Мы предоставляем организациям образования специальные диагностические инструменты. Массовые — это анкеты-опросники, а более глубокие — профессиональные. Анкеты помогают собрать статистику: где чаще всего случаются конфликты, насколько буллинг распространен, кто из детей находится в зоне риска, - подчеркнула Ботагоз Кудышева.

антибуллинговая программа «ДосболLike»
Кадр из видео

По ее словам, методики, которые используют психологи, позволяют заглянуть глубже — понять, кто какую роль играет, как дети себя чувствуют, что они на самом деле переживают. В результате у школ и колледжей появляется полная картина происходящего. Это очень помогает и психологам, и классным руководителям, и социальным педагогам, и родителям — словом, всем субъектам образовательного процесса — не просто увидеть проблему, а реально ее устранять.

– Антибуллинговая команда совместными усилиями оказывает психолого-педагогическую помощь и тем, кто подвергается травле, и тем, кто сам ее запускает, и тем, кто все это наблюдает со стороны, – рассказала специалист.

Проект курируется Центром психологической поддержки. Специалисты работают также с мамами и папами.

­– Каждую субботу проводим день открытых дверей и создали кабинет поддержки, где любой родитель может прийти и узнать о состоянии ребенка, а также обсудить вопросы с нашей командой, — рассказала психолог средней школы №101 Астаны Шолпан Адепбаева.

Шолпан Адепбаева
Кадр из видео

Специалисты говорят, буллинг может проявляться по-разному. Например: ребенка бьют – это физический, оскорбляют - вербальный или исключают из игр - социальный буллинг. В случае травли важно не молчать и проявлять нулевую терпимость. Родителям необходимо выслушать и поддержать ребенка, собрать факты, связаться со школой и обратиться к психологу.

Роль социально-эмоционального обучения

Однако борьба с буллингом невозможна без формирования у детей устойчивых навыков общения и эмоциональной устойчивости. Именно поэтому важное место в программе занимает развитие социально-эмоционального интеллекта для успешной социализации.

– Социально-эмоциональное обучение включает в себя глубокие знания о том, что представляет собой общение, как уметь дружить, защищать свои личные границы и уважать границы других, а также как конструктивно разрешать конфликты. В рамках этой программы рассматривается множество тем, которые помогают детям учиться дружить и общаться. На занятиях применяются различные формы организации образовательной деятельности с использованием интерактивных методов обучения - тест, мозговой штурм, кейс-стади, эксперимент, упражнение, игра. При этом самое важное, что обучающиеся в ходе проектной деятельности самостоятельно развивают свои социально-эмоциональные навыки, - отметила ведущий научный сотрудник НАО «Өркен».

В ходе обучения используются различные формы и методы: квест, интервью, марафон, челендж, акция, ярмарка, концерт, конкурс. На завершающем этапе предусмотрена презентация проекта: видеоролик, слайдовая презентация, модель, сайт.

– Современные исследования уже доказали, что жизненный успех и счастье человека зависят не столько от академических знаний, сколько от развитых социально-эмоциональных навыков. Именно эти навыки позволяют человеку жить в гармонии с собой и окружающими, – заключила Ботагоз Кудышева.

К примеру, в средней школе №101 в Астане с начала года проведено 10 тематических занятий. С учениками начальной школы акцент делается на дружбу и взаимопомощь, а со старшеклассниками — на правовую и психологическую грамотность.

Школа №101
Кадр из видео

– Каждый понедельник мы проводим классный час, где разбираем тему буллинга. Таким образом мы реализуем программу «ДосболLike», – рассказал заместитель директора средней школы №101 г. Астаны Куанар Мейман.

 Куанар Мейман
Кадр из видео

Ученикам предлагаются конкретные рецепты, если не решения проблемы, то ее купирования.

– Один из способов — просто игнорирование, так как чаще всего именно это и помогает. Но если вдруг доходит до какой-то физической опасности, то, конечно же, лучше обратиться к старшим. Наш лозунг — это «Стоп буллинг». То есть мы порицаем любые вообще намеки на буллинг, – делится ученица 11 «И» класса школы №101 г. Астаны Каролина Слянова.

Каролина Слянова
Кадр из видео

Кроме того, со школьниками проводят встречи представители прокуратуры, полиции, Национального научно-практического института благополучия детей в Казахстане «Оркен». Детям объясняют, с какого возраста начинается ответственность за правонарушения.

– Они с удовольствием задают вопросы, уточняют моменты, которые не понятны, и мы всегда готовы помочь. Спрашивают с какого возраста наступает уголовная ответственность. Все знают, что с 16 лет, но за особо тяжкие преступления – с 14 лет, – сообщил прокурор отдела прокуратуры района Нура города Астаны Райымбек Улыкбанов.

Райымбек Улыкбанов
Кадр из видео

К слову, в Казахстане за буллинг предусмотрен штраф в размере 10 МРП или 39 320 тенге в 2025 году. При повторном деянии штраф увеличивается до 30 МРП (117 960 тенге). Ответственность за совершение ребенком буллинга до 16 лет ложится на родителей.

Таким образом, программа «ДосболLike» строит целостную модель профилактики буллинга — от системных мер в школах до формирования эмоциональной грамотности у детей и активного вовлечения родителей.

Сейчас читают