Проект Всемирного банка улучшит движение автотранспорта на участке «Алматы-Хоргос» для 7,9 млн. человек
Цель проекта - повышение транспортной эффективности на участке коридора «Западная Европа - Западный Китай» (ЗЕ-ЗК) в Алматинской области и модернизация дорожного управления на участках коридора. Будучи одним из главных приоритетов программы развития инфраструктуры РК, он проходит через Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорду и Актобе до границы с Россией (в общей сложности 2787 км). Строительство коридора началось в 2009 году. Всемирный банк уже помог модернизировать 1065 км дороги в рамках финансирования текущего проекта в направлении «Юг-Запад».
Утвержденный проект «Восток-Запад» обеспечит эффективную транспортную связь от Алматы - одного из главных экономических центров Центральной Азии - до Хоргоса, основного дорожного пункта пересечения границы между Казахстаном и Китаем, завершив тем самым обновление дорожного коридора «ЗЕ-ЗК». Данный проект позволит улучшить движение автотранспорта для 7,9 млн. человек - почти половины населения РК.
«Коридор «Алматы-Хоргос» оказывает большое влияние на экономику региона, являясь транзитным звеном для товаров, ввозимых из Китая в Казахстан и другие страны Центральной Азии, и имеет важное значение для увеличения торговых потоков и экономических перспектив», - отметил постоянный представитель ВБ в РК Шебнем Аккая.
Проект «Восток-Запад» охватывает следующие участки дорог: «Алматы - Чилик», «Чилик - Ташкарасу» и «Ташкарасу - граница с Китаем». Новая дорога будет на 13% короче существующей (305 км вместо 351 км). В результате строительства качество услуг, предоставляемых участникам дорожного движения, будет улучшено, а эксплуатационные расходы транспортных средств снизятся на 13%. Проект окажет содействие РГП «Казахавтодор», отвечающему за техническое обслуживание дорог, в улучшении обслуживания участников дорожного движения.
Строительные работы будут завершены в 2015 году. Расширение транспортного коридора с двух до четырех полос движения потребует дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета на эксплуатацию и техническое обслуживание. Для оказания помощи Правительству в восстановлении расходов в рамках проекта будет проведено исследование по рассмотрению внедрения различных платных механизмов использования дорог. Достижение инвестиционных целей и получение ожидаемого уровня сервиса будут гарантированы правильной и своевременной эксплуатацией и техническим обслуживанием.
Казахстан присоединился к Группе Всемирного банка в июле 1992 года. За этот время, будучи одним из основных партнеров развития, Всемирный банк предоставил Казахстану 39 займов на 5,6 млрд. долларов США.