09:16, 30 Март 2009 | GMT +5
Продовольственную безопасность необходимо обеспечивать в комплексе с другими отраслями экономики - мнение эксперта Евросоюза
АСТАНА. 30 марта. КАЗИНФОРМ /Курмат Самархан/ - В условиях мирового кризиса, а также повышения спроса на сельхозпродукцию ситуация заставляет все страны мира обратить серьезное внимание на сельское хозяйство. Этой теме посвящена беседа нашего корреспондента со старшим экспертом проекта ЕС «Содействие в развитии стратегического диалога и программы консультаций в РК» Димитриосом Мутсатсос, который рассказал об особенностях решения проблемы продовольственной безопасности странами Европы.

- Господин Мутсатсос, расскажите, пожалуйста, о подходе стран ЕС к вопросу продовольственной безопасности в нынешний период?- Продовольственная безопасность является наиболее актуальным вопросом не только для стран Евросоюза, но и всего мира. В этой связи к данному направлению у каждого государства свой индивидуальный подход. Например, если возьмем страны Европы, то вопрос продовольственной безопасности связан не с дефицитом продовольственных поставок, даже не ценообразованием на основные продовольственные товары. Он сконцентрирован на поставках продовольствия и гуманитарной помощи третьим странам.По таким основным продовольственным продуктам как зерновые, мясо Европа является экспортером. Обеспечение собственного продовольственного рынка для стран ЕС не является проблемой. На сегодня в ЕС рассматривают вопрос продовольственной безопасности для стран Европы в долгосрочной перспективе. Поэтому разрабатываемые стратегии в области продбезопасности нацелены на сохранение качества земли на долгосрочную перспективу.Но, тем не менее, когда в 2007 году встал вопрос о продовольственной безопасности, в рамках Евросоюза были приняты режимы, которые ограничивали и обеспечивали долгосрочное развитие АПК. Но, если взять краткосрочные меры государственной поддержки, то можно выделить здесь четыре компонента: сдерживание тарифов на импортируемые зерновые; выделение под резервацию части земель, недоступных для фермеров; субсидирование на повышение уровня выращивания зерновых для биотоплива; оказание помощи наиболее нуждающимся странам Европы.Если комментировать долгосрочные меры, то можно сказать, что они были нацелены на поддержание максимально эффективной работы АПК. Никаких дополнительных мер на поддержку сельского хозяйства не предпринято. В 2003-2008 годы в Европе осуществлена общая реформа в системе сельского хозяйства. То есть, старая система, которая стимулировала определенное производство с целью удержания цен на определенном уровне, была отвергнута. Замененная система была ориентирована только на поддержку доходов производителя, и вся поддержка должна была дойти до конечного потребителя ? фермеров. Вне зависимости от того, что он производит. В то же время Евросоюз использует такую систему, как субсидии и защита внутреннего рынка с помощью тарифов. - Хотелось бы узнать, как мировой экономический кризис повлиял на сельское хозяйство стран ЕС?- Конечно же, сельское хозяйство не может быть в стороне от мирового кризиса. Само влияние кризиса в ЕС не рассматривается только в разрезе сельского хозяйства, анализируется его отражение на общем состоянии экономики, финансового сектора, уровня безработицы и т.д. Поэтому на сегодняшний день в Евросоюзе не так взволнованы влиянием кризиса на сельское хозяйство. Но также не исключено, что некоторые страны, такие как Греция, Венгрия, Румыния, могут понести убытки. Однако ни руководство этих стран, ни комиссия ЕС не обеспокоены этой проблемой. Во всяком случае, на данный момент не имеют места большие дискуссии о тех мерах, которые необходимо предпринять, чтобы спасти сельское хозяйство.- Согласно заявлению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), урожай зерна 2009 года будет существенно ниже прошлого года. Что ЕС может предпринять в этом случае?- Как я уже говорил, для ЕС снижение урожайности в текущем году не является проблемой. Хотя это не говорит о том, что данный прогноз не скажется в общем на глобальной экономике. Единственное, с чем придется столкнуться странам Евросоюза, это увеличение ими объема продовольственной помощи, оказываемой другим странам. Хотел бы сказать здесь о том, что есть большая разница между помощью ЕС и США. Помощь Соединенных Штатов заключается в конкретных продовольственных поставках. А продовольственная помощь Европы заключается в финансовой помощи третьим странам. - В СМИ нередко можно увидеть информацию об увеличении доли биотоплива в странах ЕС. В случае снижения урожая в 2009 году, что может произойти в данном направлении? - Страны Европы отказались от поддержки производителей в целях повышения уровня производства биотоплива. Допустим, если раньше субсидировались производители зерновых для биотоплива, то сейчас, после отмены такой поддержки, политика ЕС направлена на оказание помощи в производстве биотоплива на основе вторичной продукции, то есть на отходах. - Но все же, что может стать угрозой для сельского хозяйства стран ЕС в целом? - Это очень большой вопрос. С точки зрения ЕС вопрос продовольственной безопасности как таковой отсутствует. Но с другой стороны, есть трудности для тех фермеров, которые работают в отдаленных районах. По моему мнению, проводится не достаточно мер для фермеров, которых необходимо удержать в фермах, находящихся в отдаленных местах. Но это характерно для некоторых регионов Европы. Как следствие, имеются и проблемы с окружающей средой, в случае, если отдаленные земли перестанут культивироваться. Но это в любом случае не отразится на объемах производства сельскохозяйственной продукции. - По вашему мнению, что Казахстану необходимо в первую очередь развивать, чтобы через некоторое время мы могли говорить, что ни кризис, ни другие негативные моменты не смогут повлиять на нашу продовольственную безопасность?- Как я понимаю, здесь необходимо комплексное решение, которое будет направлено на несколько секторов экономики страны. Вопрос не только в том, чтобы перейти на другую систему в отличие от той, которая имела место во время Советского Союза. Могу констатировать, что Казахстан сейчас находится на переходном этапе, в ходе которого необходима разработка политики по различным вопросам, которые в комплексе дадут положительное решение. И в первую очередь, это вопрос сельскохозяйственной инфраструктуры. Второе, управление водными ресурсами. В-третьих, предложения внедрения инновационных технологий фермерами. Еще один большой блок вопросов ? модернизация существующих систем агропереработки, которую тоже невозможно решить незамедлительно.Немаловажным для Казахстана также является наличие необходимых знаний у фермеров. Кроме того, для решения всех задач обязательным является выполнение социального пакета вопросов на селе, в том числе строительство школ и больниц. Поэтому проблемы сельского хозяйства должны решаться на национальном уровне, так как вопрос передачи знания фермерам находится в юрисдикции Минобразования, строительство больниц в ведомстве здравоохранения.Если посмотреть на опыт других стран, которые прошли переходные этапы развития сельского хозяйства, то можно увидеть у них централизованную политику, которая охватывала развитие всего государства, а не только АПК. Если раньше выбиралась одна отрасль, которая являлась локомотивом экономики стран, то это сейчас не работает. Поэтому ученые и политики начали думать о балансе, который может охватить развитие всех отраслей хозяйства. Я думаю, что Казахстан не понаслышке знает об этом. Так как в республике особое развитие получила нефтегазовая отрасль. И сейчас, в условиях кризиса, а также когда цена на нефть ниже предполагаемой, возникает необходимость совершенствования других экспортоориентированных отраслей. Сейчас самое время решать данную задачу. - Спасибо за содержательную беседу!