Процветающий регион: Восточный Казахстан на пути модернизации

None
None
  АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ», газеты «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» совместно публикуют обзорные статьи о жизни регионов под рубрикой «Процветающий регион».

Ранее вышли статьи об Актюбинской и Южно-Казахстанской областях, рассказывающие о ходе реализации государственных программ и о ситуации в этих регионах в целом. Сегодня мы предлагаем читателю ознакомиться с положением в Восточно-Казахстанской области, в основном, в части проводимой работы по духовной модернизации в регионе.

На недавнем заседании Национальной комиссии по модернизации общественного сознания аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, что в регионе разработана пятилетняя Программа модернизации общественного сознания. Эта программа дает возможность решить ряд актуальных проблем. На реализацию программы будут выделены значительные средства, но они полностью окупятся, потому что решатся важные задачи. К этой работе привлечены три университета области. То есть, в ВКО будут сделаны реальные шаги по духовной и экономической модернизации. Кроме того, если учесть научные открытия в Береле, можно прогнозировать, что в регионе не только промышленность поднимется на новый уровень, но и духовная модернизация.

В соответствии с установками программной статьи Президента «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» разработана карта сакральных мест Рудного Алтая. В ВКО, где родились Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев и Мухтар Ауэзов, немало таких мест. Эта карта войдет в «Карту сакральных мест Казахстана». В настоящее время в нее внесены 8 исторических мест Восточно-Казахстанской области. Это Шиликтинская долина в Зайсанском районе, Берельское захоронение в Катонкарагайском районе, храм Аблайкит в Уланском районе, пик Музтау, Киын Кериш в Куршумском районе, пещера святого Коныра в Абайском районе, мавзолей Ыргызбая Досханаулы и государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник Абая в Семее.

Недавно в ВКО приезжал руководитель научного центра «Сакральный Казахстан», историк Берик Абдигали, он провел встречу с учеными области, обсудил с ними места, которые войдут в карту сакральных мест. В настоящее время в Береле и Шиликты активно ведутся раскопки. Недавно в захоронении №5 в Долине царей были сделаны ценные находки.

«Меня удивили результаты раскопок. В могиле были найдены останки двух коней и кинжал, это указывает на то, что захороненная здесь женщина была не из простого народа. Возможно, она была не только женщиной из  знатного рода, но и воительницей. Находки указывают на два важных момента. Во-первых, может оказаться истиной представление Зейноллы Самашева о «Степных амазонках». То есть, наши предки во 2-3 веках до нашей эры считали женщин равными мужчинам. В этом преимущество степной демократии. Во-вторых, найденные золотые изделия тонкие, как бумага. Создание таких ювелирных изделий говорит о том, что наши предки уже в то время владели передовыми технологиями. Об этом нужно сообщить всему миру и для доказательства провести раскопки древних очагов металлургии», - сказал недавно побывавший там Даниал Ахметов.

Полная информация о находках в этом захоронении будет представлена на международной конференции в Усть-Каменогорске 8-10 сентября. Как сообщил аким области, здесь будет построен комплекс в 10 раз больше того, что в Берельской долине. А находки из кургана №5 будут законсервированы. Будут приглашены иностранные специалисты, рядом с курганом разместят реконструкцию останков. И посетители смогут увидеть, каким было тело женщины в момент захоронения, и каким оно дошло до нашего времени. В комплексе будет конференц-зал, небольшая лаборатория.

Под руководством доктора исторических наук, профессора Абдеша Толеубаева исследуются захоронения Каратал и Айнабулак в Зайсанском районе. Как сообщил научный сотрудник Института археологии имени А.Маргулана Мамбет Шагырбаев, в этом году раскопки начались 26 июня в Шиликты.

«Первым направлением работы было полное сканирование №16, который исследовали в прошлом году, и шурфовое исследование, в некоторых местах. Этим мы занимались около 10 дней. Как вы знаете, в прошлом году там найдены золотые изделия. Второе направление - изучение и паспортизация захоронений Айнабулак и Каратал в Зайсанском районе. Паспортизация началась 5 июля. В Айнабулакском захоронении внесены в список более 300 курганов, ранее не входивших в список, неизвестных науке, относящихся к сакскому и среднесакскому периодам, около 20 стоянок поздних казахов, и памятники, находящиеся в аварийном состоянии. На них подготовлены документы. Кроме того, в Айнабулакском захоронении мы исследовали 4 кургана, затратив на это около месяца. После этого мы начали исследовать Каратальское захоронение. Местные жители раньше называли это место «Семь курганов». Наверное, потому, что издалека отчетливо видны только семь курганов. А в ходе исследования выяснилось, что там не 7, а 16 курганов. Около 10 крупных, остальные мелкие. Мы относим их к среднесакскому периоду», - сказал Шагырбаев.

После завершения раскопок в Каратале экспедиционная группа планирует провести археологическую разведку в районах Сауыр и Манырак.

Еще один объект, внесенный в Карту сакральных мест ВКО - Центр святого Ыргызбая. Комплекс расположен к северу от Тарбагатайского хребта на жайлау Кумисты. Ыргызбай, прозванный в народе святым, родился в 1787 году, умер в 1850 году. Перед смертью он завещал похоронить его здесь, не строить мазар, потому что его построят потомки. О лекаре, исцелившем Кунанбая от тяжелой болезни, сохранилось много рассказов. Ыргызбай был муллой, лекарем и святым человеком. Он находил лекарственные растения в степи, заранее знал, кто к нему идет и с какой болезнью, и как ее лечить. Ыргызбай использовал около 50 лекарственных растений, растущих в Тарбагатайских горах. Обменивался опытом с китайскими целителями. При этом не брал платы за лечение. В то время, когда не было больниц, никто не делал операций, он оказывал большую помощь людям. Как он сам предсказывал, в 1920 годах святой приснился аксакалу по имени Шыныбай.

«Эй, Шыныбай, на моей могиле бегают ягнята, построй мазар, тебе воздастся от Аллаха», - сказал Ыргызбай аксакалу во сне.

В тот момент у Шыныбая был угнан скот, и ему было трудно. Он возил камни на черной корове, и построил первое надгробие на могиле святого Ыргызбая. После этого жизнь Шыныбая улучшилась, а его потомки и сейчас живут благополучно. А мазар построили сын Жымырая Омарбек, сын Абекбая Ахмет, Баяхмет Садыков, а также аксакалы из аула Киндикты Оразай, Мукатан, Тайпак в 1956 году. Через 10 лет был построен каменный дом для тех, кто приезжал поклониться могиле святого. Как сообщил имам мечети Ыргызбая ата в селе Жантикей Алтынбек Кожахметулы, люди начали приезжать на могилу святого с 1903 года. В последние годы мавзолей Ыргызбая ата был  заново обложен красным гранитом из Баянаула, на территории комплекса появились библиотека, музей, гостиница. Сейчас комплекс Ыргызбая ата часто посещают воспитанники детского дома. С 2004 года комплекс, начавший тесное сотрудничество с детским домом, взял под опеку детей-сирот.

Из детских домов Жана Шульбы и Кокпекты на патронатное воспитание комплекса святого Ыргызбая перешли 10 детей. Смотритель мавзолея Болат Тагабай известен общественности Казахстана не только своей богатой коллекцией асыков, но и как патриот, разработавший проект гигантских асыков. Посетители мавзолея не ограничиваются ночевкой у могилы святого, они здесь также знакомятся с музеем и библиотекой. 

Сейчас читают
telegram referendum