Проблему подготовки кадров в общепите поднимают костанайские предприниматели

«Вопрос отсутствия квалифицированных кадров в разных отраслях звучит все чаще, но наиболее остро он поднимался представителями сферы общепита, - отметил директор Палаты предпринимателей Костанайской области Данияр Кузенбаев. – Нестабильная ситуация с рабочим процессом привела к оттоку подготовленного персонала.
Население все чаще жалуется на сферу общепита».
Так, по озвученным Д. Кузенбаевым результатам опроса, не удовлетворены качеством услуг сферы 31,7% жителей столицы, 24% жителей нашего региона и 23,1% в Алматы. Среди нареканий – нарушение санитарных норм, плохое обслуживание, несоблюдение сроков годности продуктов и непредоставление фискального чека.
«Социологический опрос, который провели в 2021 году во всех областях Казахстана, показал, что среди 17 регионов худшие показатели у Алматы и Нур-Султана, на третьем месте антирейтинга Костанайская область», - отметил руководитель департамента по защите прав потребителей Костанайской области Мурзахан Ерканов.
Как рассказывают сами рестораторы, сегодня ситуация такова, что в общепите поварами работают бывшие домохозяйки без специального образования, официантами – студенты непрофильных учебных заведений, которые не имеют желания затем закрепиться в профессии. И получается, что студенты подрабатывают, пока учатся, а после окончания вуза уходят. А рестораторы остаются ни с чем.
«Я считаю, что сейчас выходом из положения может стать вариант, когда на базе общепитовских точек при поддержке Палаты предпринимателей Костанайской области, центра переобучения по заявке предпринимателя ему предоставляют необходимое количество специалистов, - предложила вариант решения проблемы ресторатор Галина Шнайдер. - К примеру, ресторан заключает договор с учебным заведением, где обучающие могут получить теоретические знания, а рабочий практический курс получат в самом ресторане. Что получим? Мы закрепляем людей на рабочем месте, деньги, которые поступают им на обучение, идут по назначению.
Сегодня в области специалистов для общепита готовят в 13 колледжах, однако лишь малая часть выпускников идет работать по специальности.
«Мы сталкиваемся с проблемами в самом начале, когда набираем абитуриентов. Они приходят, чтобы получить бесплатное питание, проживание, стипендию. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы привить любовь к профессии и показать возможные перспективы. Мы готовы идти на сотрудничество с бизнесом», - рассказала директор Костанайского колледжа сферы обслуживания Дина Жанарстанова.
Свой вариант решения вопроса с нехваткой кадров предложил руководитель сети костанайских ресторанов Расул Джумабеков. Он запустил проект «Школа сервиса и гостеприимства» и на базе своих ресторанов готов обучать будущих официантов. Для этого был проведен анализ ситуации на рынке и уже разработана схема обучения. Слушатели курсов получат как теоретические, так и практические навыки.
Предложенный проект костанайские рестораторы готовы детально изучить и обсудить. Помощь в реализации проекта готова оказать и Палата предпринимателей Костанайской области.