Премьера трех шедевров Ролана Пети прошла в Астане

На сцене Большого зала «Астана Опера» при поддержке Министерства культуры и информации РК с огромным успехом прошла премьера одноактных балетов легендарного французского хореографа Ролана Пети – «Арлезианка», «Юноша и Смерть» и «Кармен». Об этом передает агентство Kazinform со ссылкой на пресс-службу театра.

Премьера трех шедевров Ролана Пети прошла в Астане
Фото: Астана Опера

Имя Ролана Пети занимает особое место в истории балета XX века. Один из самых ярких французских хореографов, он стремился переосмыслить условности классического танца, придавая ему современное звучание. Созданные им балеты – это всегда целостные драматургические произведения, сочетающие острую эмоциональность, выразительность движений и глубокую связь с музыкой.

На пространстве СНГ балеты Ролана Пети по-прежнему остаются редкостью – их исполнение Фонд хореографа доверяет лишь по-настоящему сильным труппам. Казахстан в этом смысле приятно выделяется: благодаря художественному руководителю балетной труппы «Астана Опера» Народной артистке России Алтынай Асылмуратовой, театр стал обладателем пяти самых известных постановок великого мастера. Она не понаслышке знакома с творчеством балетмейстера – в течение пяти лет мировая звезда была прима-балериной его труппы, блистая на сцене легендарного балета Марселя. Этот опыт не только обогатил ее как артистку, но и стал прочной основой для переноса спектаклей Р. Пети на казахстанскую сцену.

Стоит отметить, что отдельные номера в хореографии мэтра исполняли в гала-программах театра – среди них «Леда и Лебедь», «Таис» и па-де-де из «Кармен». А два масштабных спектакля – «Собор Парижской Богоматери» и «Коппелия» - вошли в репертуар труппы в 2016 и 2019 годах. И вот теперь афишу «Астана Опера» украсили его знаменитые одноактные балеты.

Премьера трех шедевров Ролана Пети прошла в Астане
Фото: Астана Опера

«Арлезианка», «Юноша и Смерть» и «Кармен» – три знаковых балета. Хореограф много гастролировал по всему миру и работал со всеми крупнейшими балетными труппами, основав в 1972 году по просьбе муниципалитета города балет Марселя, для которого он создал «Арлезианку» в 1974 году. «Юноша и Смерть» впервые был представлен публике в 1946 году – балет, объединивший беспощадную откровенность и символизм. А в 1949 году мир увидел «Кармен» - дерзкую, новаторскую трактовку классической истории с элементами уличного фольклора и необычной пластики.

Возобновление этих балетов потребовало колоссальных усилий: переносом хореографии Р. Пети занимался Луиджи Бонино, восстановление исторических декораций и костюмов в соответствии с оригинальными эскизами легло на плечи казахстанских ассистентов художников, координируемых французским художником Жаном-Мишелем Дезире, также была проделана тщательная работа с музыкальными партитурами. К слову, оркестр под управлением Элмара Бурибаева и Руслана Баймурзина играл великолепно, демонстрируя восхитительную полноту тона и четкую преданность музыке.

Первая часть вечера – «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе. Балет рассказывает трагическую историю юного провансальца Фредерика, разрываемого между реальной любовью к Виветт и разрушительной страстью к недоступной «арлезианке». Р. Пети, вдохновившись провансальским колоритом, создал уникальный сценический язык: массовые сцены крестьян наполнены ритуальными движениями, замкнутость которых подчеркивает отчаянные попытки героя вырваться к мечте. Кордебалет отлично проявил себя благодаря работе балетного педагога из Великобритании Джиллиан Уиттингем.

В разные дни на сцене – Шугыла Адепхан и Анастасия Заклинская абсолютно поняли образ Виветт: первая с хрупкой одухотворенностью демонстрировала отточенную технику, легкие и воздушные прыжки, ноги точные, все движения выполнены четко. Вторая – с тихим, внутренним светом, она была нежной, сдержанной и танцевала с мягким обаянием, показывая свою глубину и страсть. Заслуженный деятель Казахстана Еркин Рахматуллаев и Султанбек Гумар в партии Фредерика показали две разные грани трагедии: психологическую ломку и открытую страсть. Особенно впечатляло финальное соло – череда взрывных движений, словно вырывающих душу героя наружу. Исполнители обдуманно и тонко выстраивали душевный распад человека, одновременно передавая простодушное, открытое смятение, которое медленно и неумолимо охватывает характер героя.

Премьера трех шедевров Ролана Пети прошла в Астане
Фото: Астана Опера

«Юноша и Смерть» развернулся как ледяной крик одиночества. На сцене – убогая мансарда, заброшенные стены, угрюмые парижские крыши. Юноша борется с внутренними демонами, пока в его мир не вторгается Женщина в ярко-желтом платье – Смерть, обольстительная и беспощадная. Созданный в послевоенное время, «Юноша и Смерть» становится отдельной, пронзительной драмой, требующей от исполнителей огромной эмоциональной отдачи.

Анастасия Заклинская и Лимара Айдарова великолепно справились с образом Смерти. Первая воплотила его как жестокую сирену, играющую судьбой Юноши: ее тонкая улыбка, изгибы тела создавали ощущение опасности и коварства. К слову, дебют Анастасии в этой партии состоялся еще в Женеве в 2023 году, поэтому в исполнении чувствовался наработанный опыт. Л. Айдарова же, демонстрируя французский шик, предстала как холодная и отстраненная роковая женщина, безжалостно доминирующая над Юношей, будто невзначай выпуская дым ему в лицо. В финале она приказывает ему набросить петлю, и, очарованный, он добровольно идет за ней в другой мир. Смерть, сменившая облик, появляется в развевающемся белом платье с алыми перчатками и маской-черепом, уводя Юношу над парижскими крышами.

Заслуженный деятель Казахстана Бактияр Адамжан, неоднократно с блеском исполнявший партию Юноши на мировых сценах, показал выдающуюся атлетичность и виртуозную технику, соответствуя высоким требованиям Ролана Пети, предъявленным когда-то к первому исполнителю этой партии великому Жану Бабиле. Интерпретация Бактияра Адамжана была наполнена внутренним драматизмом: метания в мансарде напоминали подростковую отчаянную бурю. В синем деревенском комбинезоне он исполнял головокружительные тройные вращения, с легкостью и мощью перепрыгивал через мебель, объединяя физическую энергию с актерским мастерством немого кино. В этом образе органично смотрелся и Серик Накыспеков – в его движениях чувствовалась особая мускулистая легкость, а прыжки казались почти невесомыми: в одной из сцен он буквально зависал в воздухе, передавая состояние внутренней опустошенности.

Кульминацией вечера стала «Кармен» - страстное и вместе с тем завораживающее зрелище. Р. Пети радикально переработал сюжет оперы: Дон Хозе убивает прохожего ради денег, а не становится убийцей из ревности; музыкальные фрагменты перераспределены свободно, звучит даже знаменитая Хабанера в неожиданных местах.
Этот «неправильный» монтаж подчеркивает дух балета: уличный, бурный, как сама Кармен.

В «Астана Опера» спектакль был воссоздан с великолепием: зловещие декорации Клаве, мастерская работа со светом, буйство стульев в таверне и ураган эмоций. Трио бандитов стало украшением спектакля, не боясь театральной экспрессии.

Как и положено, основное внимание здесь приковано к центральной паре – некогда исполненной самим Роланом Пети и его музой, пленительной Зизи Жанмер. Сегодня в этих партиях блистают Заслуженные деятели Казахстана Мадина Унербаева и Айгерим Бекетаева, а также солисты балета Галымжан Нурмухамет и Диас Курмангазы, каждый из которых наполнил свой образ живыми красками и внутренней глубиной.

Премьера трех шедевров Ролана Пети прошла в Астане
Фото: Астана Опера

В исполнении Мадины Унербаевой Кармен предстает уличной королевой – дерзкой, обаятельной, с легкой тенью жестокости. В ее движениях – и манящая женственность, и бунтарский дух свободной натуры. Эта Кармен – работница табачной фабрики, настоящая легенда таверн и подворотен, властная и притягательная.

Айгерим Бекетаева создает на сцене иной образ Кармен – изысканный и хищный одновременно. Ее гибкая фигура, выразительные глаза и коротко остриженные волосы становятся частью хореографического языка, насыщенного резкими пике, стремительными поворотами и головокружительными прыжками. Ее техника отточена, движения полны энергии и распущенности, присущей ее героине.

В партии Дона Хозе Галымжан Нурмухамет и Диас Курмангазы в разные дни раскрывают сложную душевную палитру героя. Их Дон Хозе – влюбленный солдат, раздираемый внутренним конфликтом. Высокие прыжки, острые фразы движения, нервные акценты, рожденные под влиянием фламенко, - все это становится частью рассказа, в котором каждое движение говорит о борьбе страсти и долга.

Энергия балетной труппы чувствовалась в каждой сцене: артисты кордебалета органично смотрелись как вместе, так и порознь. Здесь витала атмосфера вечеринок и отчаянной мечты создать другой мир – тот, в котором страсть сильнее судьбы.

Балетная труппа «Астана Опера» под руководством Алтынай Асылмуратовой продемонстрировала высочайший уровень мастерства. Программа одноактных балетов Р. Пети стала важной вехой для театра и культурной жизни страны. Артисты получили уникальный опыт работы с мировыми шедеврами, а зрители – возможность прикоснуться к живой энергии подлинного современного балетного театра.

Сейчас читают