Председательство Казахстана в ОБСЕ будет способствовать активизации сотрудничества Центральной Азии с Европой - мнение политолога

По словам политолога, одной из наиболееважных стратегических целей развития нашей страны как суверенного государства является ее становление в качестве полноправного члена международного сообщества, в том числе, путем полноценной интеграции в ведущие политические, экономические и другие международные организации. Реализации указанной цели в полной мере будет способствовать председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.
К. Исаев напомнил, что после обретения независимости Казахстан одним из первых среди республик бывшего Советского Союза в январе 1992 года вступил в ОБСЕ и добровольно взял на себя обязательства, касающиеся защиты прав человека, экономического развития, борьбы с вызовами и угрозами международной безопасности, а также иных вопросов многостороннего сотрудничества, отраженных в принятом в 1975 году в Хельсинки Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Для Казахстана основные стандарты ОБСЕ служат контурами и ориентирами развития, в рамках которых он осуществляет строительство собственной государственности, проводит внутреннюю и внешнюю политику. В частности, уважая принципы и нормы международного права, Казахстан в сфере безопасности проводит политику, которая построена на поиске общности основополагающих интересов, на понимании необходимости достижения компромисса в отношении всех, даже самых острых вопросов. Во многом утверждение Казахстана в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году обусловлено поступательным развитием отношений республики со своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими партнерами», - отметил эксперт.
В целом, по его мнению, избрание Казахстана председателем ОБСЕ представляется важным как для нашей республики, так и для самой Организации. Реализация функций председателя будет направлена на: укрепление Организации как форума для равноправного диалога, обмена позитивным опытом и поиска эффективных решений; трансформацию деятельности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников; содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу, поиску объединяющих факторов для стран как евроатлантической, так и евроазиатской «зон» ответственности Организации.
Для самой республики, по словам политолога, деятельность на посту председателя ОБСЕ будет способствовать достижению целей демократического развития, совершенствования общественных институтов. Одновременно председательство Казахстана в ОБСЕ будет способствовать решению проблем центральноазиатского региона и значительной активизации его сотрудничества с Европой, а также совместному решению проблем Афганистана.
Отметим, что в соответствии с поручением Президента РК Нурсултана Назарбаева, в целях создания условий для председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, а также развития и углубления сотрудничества нашей страны с государствами Старого света была разработана и утверждена Государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2011 годы. Согласно положениям данного документа, «... важной задачей является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической».
Как отметил К. Исаев, географическое расположение Центральной Азии на стратегическом перекрестке транспортных и торговых путей открывает большие возможности для развития экономических связей с европейскими странами. Европейский Союз и Центральная Азия имеют огромный потенциал для сотрудничества, особенно в сфере энергетики, горнодобывающей отрасли, транспортного сообщения, сельского хозяйства, туризма и информационных технологий.
Вместе с тем он подчеркнул, что особого внимания требуют вопросы безопасности.
«Говоря о вызовах, стоящих сегодня перед Центральной Азией, необходимо отметить, что регион чрезвычайно подвержен как внешним, так и внутренним угрозам. Это обусловлено рядом факторов, в числе которых: относительно слабый военно-политический и экономический потенциал противодействия рискам и вызовам у государств региона; наличие внутренних дестабилизирующих факторов и зон нестабильности и др.
Серьезными вызовами для национальной и региональной безопасности являются: угроза терроризма и религиозного экстремизма; незаконный оборот наркотиков; контрабанда оружия. Если принимать во внимание и растущее неравенство в доходах, нищету, рост безработицы, проблему незаконной миграции, то важность задач, стоящих перед Центральной Азией, становится очевидной.
К сожалению, касаясь вопросов обеспечения региональной безопасности, на текущий момент следует констатировать недостаточную действенность как региональных систем безопасности, так и общих механизмов противодействия. Это объясняется отсутствием единого концепта понимания региональной безопасности государствами Центральной Азии и недостаточной разрешенностью некоторых региональных противоречий. В данном контексте, согласно ряду прогнозов, угрозы безопасности будут иметь стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае дальнейшего сохранения нерешенности афганской проблемы», - отметил К. Исаев.
В целом, по мнению политолога,развитиюотношений между странами Центральной Азии и ЕС было придано региональное измерение после 11 сентября 2001 года. Началась реализация Индикативной программы, разработанной для всего региона, а не только для двусторонних отношений. Одним из свидетельств возросшего интереса к роли центральноазиатского региона в политике ЕС стало принятое в июне 2005 года решение Совета министров иностранных дел ЕС о назначении специального представителя ЕС для Центральной Азии. На сегодняшний день основные направления взаимодействия стран Европейского Союза - как с государствами Центральной Азии в целом, так и с Казахстаном, в частности, определены в документе «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года.
«Стремление ЕС выработать согласованную политику на центральноазиатском направлении следует только приветствовать. В то же время, на наш взгляд, наряду с базовыми европейскими гуманитарными принципами в своей общей внешней политике и политике безопасности, ЕС реализует усредненные подходы, мало связанные с региональной культурной и религиозной спецификой Центральной Азии. На восполнение этого недостатка и будет направлена деятельность Казахстана на посту председателя ОБСЕ. В то же время, в свете задач центральноазиатской интеграции - особый интерес для Казахстана представляет политический опыт европейских государств в деле согласования общей внешней политики и выработки коллективных ответов на актуальные вызовы и угрозы», - сказал в заключение советник руководителя КИСИ при Президенте РК.
Как уже сообщалось, на сегодняшний день Евросоюз является одним из основных торговых партнеров Казахстана. Об укреплении и перспективности взаимных отношений свидетельствуют увеличивающийся из года в год объем взаимной торговли, который на сегодня занимает более трети торгового оборота Казахстана, и непрерывная динамика роста валового притока прямых иностранных инвестиций из стран ЕС (в январе-марте 2009 года внешнеторговый оборот РК с ЕС составил 4,708 млрд. долл. США).
Основными инвесторами в экономику Казахстана являются компании из Нидерландов, Великобритании, Италии и Франции. При этом на долю стран-членов ЕС приходится более половины привлеченных на сегодня Казахстаном прямых иностранных инвестиций.
Напомним, что в конце июля т.г. в Брюсселе в ходе встречи Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в Бельгии, Люксембурге, главы миссии Казахстана при ЕС и НАТО Ерика Утембаева с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу была заявлена важность скорейшего проведения первого саммита РК - ЕС с перспективой институционализации ежегодных встреч на высоком уровне, а также инвестиционного форума с участием руководства Казахстана и Европейского Союза, который позволил бы собрать вместе представителей казахстанского делового сообщества и европейских компаний, ознакомить зарубежных бизнесменов и политиков с инвестиционными возможностями и наиболее перспективными проектами в ключевых секторах экономики и продемонстрировать готовность Казахстана и ЕС к дальнейшему расширению и укреплению взаимовыгодного сотрудничества.
Ж.М.Баррозу с большой заинтересованностью приветствовал данные предложения, подчеркнув, что они помогут определить новые приоритетные направления сотрудничества между РК и ЕС на перспективу и послужат свидетельством перехода партнерства Казахстана и ЕС на качественно новый уровень.