Повышение экономической активности ожидается с 2010 года - министр Б.Султанов
29 Июня 2009 17:02

Повышение экономической активности ожидается с 2010 года - министр Б.Султанов

АСТАНА. 29 июня. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - «Когда закончится кризис и когда начнется оживление экономики?» - это вопросы, волнующие каждого казахстанца. В нашей стране, после нескольких лет быстрого роста экономики, даже замедление темпов ее роста воспринимается болезненно. В то же время, на фоне кризиса особенно резко звучат выступления депутатов Парламента, руководителей государственных органов, в которых говорится о неэффективном и нецелевом использовании бюджетных средств. О том, когда следует ожидать возобновления роста экономики и улучшения жизни, и какие меры принимаются Правительством для повышения эффективности использования бюджетных средств, в беседе с нашим корреспондентом говорит министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов.

- Бахыт Турлыханович, наша страна переживает трудный период в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Происходящее в настоящее время повышение цен на нефть многие казахстанцы расценивают, как признак скорого выхода из кризиса. Насколько оправданы такие надежды?

- На кризис ликвидности мировой финансовой системы, начавшийся во второй половине 2007 года, как продолжение ипотечного кризиса США, Правительство отреагировало незамедлительно. Осенью 2007 года Правительство, не дожидаясь рекомендаций международных организаций, самостоятельно выработало и приступило к реализации комплекса мер по поддержке отраслей экономики.

Меры Правительства были направлены на: обеспечение макроэкономической стабильности и стимулирование экономической активности в кредитозависимых секторах экономики; поддержание ликвидности и устойчивости финансовой системы страны.

Кроме того, с прошлого года в целях смягчения негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста Правительством осуществляется работа по пяти основным направлениям: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного комплекса; реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Как известно, экономика Казахстана не несет значительных потерь в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.

В отношении скорого выхода из кризиса - прежде всего, хочу отметить, что повышению мировых цен на нефть, наблюдающемуся с мая месяца, способствует превышение спроса на нефть над ее предложением на мировом рынке. И здесь необходимо учитывать, что превышению спроса над предложением может способствовать, как повышение спроса, так и сокращение объемов производства нефти. В условиях падения мировой экономики сократились и спрос на энергоресурсы, и их производство. Причем, для недопущения значительного падения цен на нефть страны - основные экспортеры нефти, - могли более существенно сократить поставки нефти на мировой рынок. Также, со стороны некоторых стран-импортеров был сохранен спрос для пополнения внутренних запасов нефти, пользуясь низким уровнем мировых цен.

На сегодняшний день мировая цена на нефть превысила 70 долларов США за баррель. Вместе с тем, наблюдающаяся повышательная динамика мировых цен на нефть может оказаться неустойчивой. Повышению уровня мировых цен на нефть может способствовать и спекулятивный фактор. Инвесторы, ожидая дальнейшего роста цен, играют на повышение.

Поэтому, наблюдающееся повышение мировых цен на нефть не стоит жестко привязывать к признаку выхода мировой экономики из кризиса. Хотя, по оценке международных экспертов, в развитии мировой экономики наметились определенные положительные сдвиги, эти положительные тенденции еще не устоявшиеся.

В то же время, говорить о том, что казахстанская экономика, как часть мировой экономики, вступила в стадию выхода из кризиса, также, пока еще преждевременно.

По прогнозам международных организаций постепенное повышение экономической активности ожидается с 2010 года. Выход казахстанской экономики, как составляющей мировой экономической системы, из кризиса, будет во многом зависеть от динамики мировой экономики. По мере оживления мировой экономики и повышения внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана будет восстанавливаться рост промышленного производства. Способствовать ускорению подъема будут активные антикризисные меры в странах в сочетании с восстановлением доверия к финансовой системе.

В настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий по недопущению рецессии казахстанской экономики, обеспечению макроэкономической стабильности, снижению негативных последствий воздействия внешних факторов и кризисных явлений.

- Сообщалось о том, что Правительство пересмотрело в сторону улучшения сценарии развития казахстанской экономики в текущем году. Рассматривается ли возможность поступления доходов в бюджет в объемах, больших, чем предусмотрено утвержденным республиканским бюджетом на 2009 год? Какие статьи расходов, из числа сокращенных в процессе корректировки бюджета, могут быть восстановлены?

- Советом по экономической политике от 11 июня текущего года рассмотрен уточненный сценарий развития экономики на 2009 - 2014 годы.

Сценарий предполагает, что среднегодовая цена на нефть составит в 2010 году 50 долларов США за баррель, в 2011-2014 годах - 60 долларов за баррель, что выше показателей, принятых при уточнении бюджета на 2009-2011 годы на 10 долларов в каждом из рассматриваемых годов.

Увеличение цены на нефть напрямую не влияет на рост доходов бюджета, поскольку средства от нефтяного сектора поступают в Национальный фонд.

Поступления в Национальный фонд в 2009 году по оценке составят 1 477,9 миллиарда тенге, что превышает запланированный уровень на 285,1 миллиарда тенге и в 2010 году на 483,2 миллиарда тенге соответственно. В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» все поступления от сырьевого сектора, ранее зачислявшиеся в Национальный фонд, в 2009-2010 годы будут направлены на модернизацию экономики и реализацию стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны.

Соответственно, с учетом роста цены на нефть, у Правительства появляются дополнительные возможности по реализации указанных мероприятий в общем объеме 765 миллиардов тенге за два года.

- Насколько, по-Вашему, эффективны принимаемые с начала кризиса меры по поддержке отечественного производителя, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса? Имеются ли прогнозы по увеличению их доли в ВВП?

- Предусмотренные в Плане совместных действий Правительства, Национального Банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы средства на финансирование агропромышленного комплекса, субъектов малого и среднего бизнеса, строительства обеспечат повышение активности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и сфере услуг, в том числе, торговли и транспорта.

Пакет антикризисных стимулов для экономики, в целом, направлен на недопущение рецессии экономики Казахстана и на снижение негативного влияния событий, происходящих в мировой экономике. Государственная поддержка экономики в рамках антикризисного плана оказывается: для стабилизации финансового сектора, оздоровления банковской системы посредством вхождения в их уставный капитал, выкупа безнадежных, просроченных активов; решения проблем на рынке недвижимости; для стимулирования деловой активности в сфере малого и среднего бизнеса; развития агропромышленного комплекса; реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Эффективная реализация Антикризисного плана Правительства, в среднесрочной перспективе, даст возможность для создания новых рабочих мест в экономике, решению вопросов структурной политики, диверсификации экономики.

Принимаемые меры дают положительный результат. Динамика инфляции пяти месяцев с начала текущего года показывает, что ее уровень не превышает запланированные параметры. В мае текущего года уровень инфляции в годовом выражении к маю прошлого года составил 8,4 процента.

В январе-апреле 2009 года реальные доходы населения выросли на 4 процента. Наметились тенденции незначительного роста объемов торговли. Если в январе и феврале объем розничного товарооборота снижался каждый месяц, то в марте объемы торговли увеличились на 3,8 процента, в апреле - на 0,6 процента, в мае - на 0,7 процента к предыдущему месяцу.

Постепенно растет инвестиционная активность. В мае объем инвестиций в основной капитал вырос на 6,6 процента к предыдущему месяцу. За пять месяцев инвестиции увеличились на 7,4 процента.

В прошлом месяце промышленное производство выросло на 0,7 процента к предыдущему месяцу, в том числе в горнодобывающей отрасли на 0,5 процента, в обрабатывающей - на 3,8 процента. Объем продукции сельского хозяйства в январе-мае вырос на 3,1 процента. Постепенно увеличиваются объемы перевозки грузов - в марте на 3,0 процента, в апреле - на 1,8 процента, в мае - на 2,6 процента к предыдущему месяцу.

Правительством будет продолжаться работа по предотвращению снижения занятости в экономике, стимулированию инвестиционной активности, потребительского спроса и недопущению рецессии экономики.

- В ходе обсуждения отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2008 год в Мажилисе депутатами делались замечания по поводу недостаточной дисциплины при использовании бюджетных средств в государственных органах. Предусмотрено ли решение этих проблем в новом Бюджетном кодексе, который действует с начала текущего года?

- Новый Бюджетный кодекс предусматривает нормы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

Ключевым элементом бюджетирования, ориентированного на результат, является стратегический план, посредством которого предусматривается переход от метода «управления затратами» к методу «управления результатами», то есть, от формального освоения денег - к достижению конечных результатов. В стратегических планах государственные органы определяют направления, цели, задачи, прямые и конечные результаты своей деятельности в увязке с объемами финансирования.

Одним из преимуществ такого бюджетирования является то, что государственным органам - администраторам бюджетных программ, предоставляется определенная самостоятельность в оперативном управлении ресурсами для достижения установленных результатов. При этом, ответственность за достижение показателей результатов возложена на первого руководителя администратора бюджетных программ. Для этого в Бюджетном кодексе предусмотрена разработка и утверждение меморандума - документа, подтверждающего намерения руководителя центрального государственного органа обеспечить в пределах бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, достижение прямых и конечных результатов деятельности государственного органа, предусмотренных в стратегическом плане.

В целях повышения результативности использования нижестоящими бюджетами целевых трансфертов из вышестоящего уровня персонифицирована ответственность акимов всех уровней за недостижение результатов по целевым трансфертам. Для этого между руководителем администратора бюджетных программ вышестоящего бюджета и акимом соответствующего региона заключается соглашение о результатах. В соглашении о результатах указываются цели и задачи, на решение которых выделяются целевые трансферты, с определением прямых и конечных результатов, которые должны быть достигнуты за счет их использования.

Таким образом, бюджетные средства будут перечислены в регионы только после подписания такого соглашения. Кроме того, еще одним условием перечисления целевых трансфертов, направленных на реализацию программ развития, является наличие документов, подтверждающих обоснованность платежа администратора бюджетных программ нижестоящего бюджета. То есть, трансферты будут поступать в регионы по мере выполнения ими взятых на себя обязательств, что позволит уменьшить объем неиспользуемых бюджетных средств на местном уровне.

Регулярно, по итогам полугодия и года, местный исполнительный орган нижестоящего бюджета будет представлять отчет о результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов в соответствии с подписанными соглашениями.

Помимо этого внесены поправки в Кодекс «Об административных правонарушениях» по усилению мер ответственности по отдельным нарушениям, а именно: исключены вилки размеров штрафов с сохранением их верхнего уровня, в целях исключения элементов коррупции при установлении наказания; усилена ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

- Депутатами Парламента неоднократно высказывались мнения о необходимости усиления контроля за использованием финансовых средств в акционерных обществах с участием государства. На рассмотрении Парламента находятся поправки в законодательство, предусматривающие повышение ответственности должностных лиц в таких компаниях. Какие еще меры должны быть приняты для того, чтобы исключить нарушения, о которых регулярно сообщает Счетный комитет: хранение средств, выделенных из бюджета, на депозитах в банках второго уровня; нецелевое использование средств и другие?

- В настоящее время Министерством экономики и бюджетного планирования, совместно с министерствами финансов, юстиции, со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, прорабатывается вопрос о внесении поправок в соответствующие законодательные акты. Эти поправки предусматривают установление прозрачного и четкого порядка использования активов, бюджетных и иных средств государства, переданных субъектам квазигосударственного сектора для реализации государственных и бюджетных программ, мониторинга за их использованием, а также установление ответственности должностных лиц за нарушения использования активов, бюджетных и иных средств государства.

Вместе с тем, на сегодняшний день и в Бюджетном кодексе предусмотрены нормы по усилению ответственности за использование бюджетных средств в акционерных обществах с участием государства.

Ответственность за недостижение результатов бюджетной программы, направленной на предоставление бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц, предусмотренную законами Республики Казахстан, несет юридическое лицо, получившее и использующее бюджетные средства.

Также ответственность за недостижение результатов бюджетной программы, направленной на предоставление бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга, предусмотренную законами Республики Казахстан, несут национальные холдинги и национальный управляющий холдинг, акции которых оплачены за счет бюджетных средств.

- Спасибо за беседу.

Читайте также
Новости партнеров

Лента новостей

Тенденции

Архив