Поступательное развитие демократии в Казахстане - взгляд из Европы

None
None
АНА.  9 июля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - В программе тематической поездки, организованной на прошедшей неделе Министерством иностранных дел Федеративной Республики Германия для журналистов из

Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, значительное место было уделено Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ее целям и задачам, методам работы, структуре, проблемам и перспективам развития. 

ОБСЕ - крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Организация была создана в 1975 году, когда участники совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванного в начале 1970-х годов в качестве многостороннего форума для налаживания диалога между Востоком и Западом, подписали Хельсинкский заключительный акт. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии, в которых, в общей сложности, проживает свыше миллиарда человек. Государства-участники ОБСЕ объединяют общие ценности, цели и обязательства, но, прежде всего, стремление сделать регион более безопасным, защищенным и процветающим. 

Казахстан вступил в ОБСЕ 30 января 1992 года, и 8 июля того же года подписал Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, а 23 сентября - Парижскую хартию для новой Европы. Казахстан принимает активное участие в работе Организации. Президент РК Нурсултан Назарбаев участвовал в работе саммитов ОБСЕ, состоявшихся в Хельсинки в 1992 году, в Будапеште в 1994 году, в Лиссабоне в 1996 году, в Стамбуле в 1999 году. Казахстанские парламентарии активно участвуют в работе Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

 В 1995 году было основано Постоянное представительство Казахстана при международных организациях в Вене, которое обеспечивало непосредственное участие страны в ОБСЕ. А с 2008 года, в свете предстоящего председательства, функционирует самостоятельное Постпредство Казахстана при ОБСЕ. Центр ОБСЕ в Казахстане открылся в 1999 году в Алматы, с 2007 года Центр находится в Астане. Действует также региональное бюро ОБСЕ в Центральной Азии, офис которого находится в Ташкенте. 

Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ было принято на Мадридской встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ в ноябре 2007 года. 

В рамках поездки журналисты посетили ряд государственных учреждений ФРГ, встретились с представителями отдела Центральной Азии ОБСЕ по культурным связям и по связям со СМИ в Берлине, побывали в Институте исследования проблем ОБСЕ в Гамбурге. Затем группа продолжила работу в Вене, где журналистам была предоставлена возможность присутствовать на заседании Постоянного совета ОБСЕ и повстречаться с работниками различных отделов Организации, дипломатами из стран-членов ОБСЕ. 

Кроме ознакомления с работой институтов Организации, в ходе встреч часто обсуждались различные аспекты вопроса о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010-ом году, причем инициаторами, как правило, выступали участники со стороны ОБСЕ и Германии. Собственно говоря, об этом говорили и депутаты Бундестага, и заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер, с которыми группа встречалась в Берлине. 

Встречи в формате двусторонних вопросов и ответов дали представление журналистам о том, какое большое значение придается в Европе самому факту председательства в ОБСЕ страны из постсоветского пространства, причем из региона, традиционно считающегося менее других подвергнувшимся влиянию западной цивилизации. 

Европа хорошо информирована о том, какую серьезную проблему представляет   для наших стран коррупция, и о том, что даже модернизирующееся на протяжении уже нескольких лет законодательство Казахстана и других стран региона не в полной мере соответствует европейским стандартам. 

Тем не менее, в ходе этих встреч неоднократно была озвучена мысль о потенциальной пользе от председательства Казахстана в ОБСЕ для самой Организации. Как отмечал в ряде своих выступлений наш Президент Нурсултан Назарбаев, ОБСЕ в настоящее время переживает кризис, связанный с тем, что в ее деятельности наблюдался дисбаланс, обусловленный ориентированностью политики ОБСЕ на Западную Европу. 

Об этом же, кстати, прямо и открыто сказал в ходе встречи с журналистами вышеупомянутый Г.Эрлер: «В Организации до сих пор преобладали интересы и позиции европейских стран». 

В своем выступлении на 17-ой сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, прошедшей в июне прошлого года в Астане, Президент Н.А.Назарбаев заявил, что Казахстан, будучи избранным председателем, поставил своей целью укрепление Организации как форума для равноправного диалога, обмена позитивным опытом и поиска эффективных решений. 

«Мы выступаем за превращение ОБСЕ в мощную организацию в условиях возрастающих вызовов и угроз. Несмотря на существующие разногласия, потенциал ОБСЕ, заложенный 33 года назад в Хельсинки, продолжает оставаться прочным. Мы выступаем за трансформацию деятельности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников», - сказал Н.А.Назарбаев. 

Немалая часть вопросов участников встреч со стороны ОБСЕ касалась недавно принятых нашим Парламентом поправок в законодательство по вопросам регулирования Интернета,  при этом говорилось   и о том, что об искренности намерений Казахстана полностью выполнять свои обязательства в ОБСЕ будут судить в зависимости от решения этого вопроса. Кроме того, подчеркивалось, что от этого будет зависеть также и общий эффект от пребывания Казахстана на посту председателя Организации.

 В целом, по мнению представителей ОБСЕ, Казахстан готов к исполнению обязанностей председателя Организации. Об этом говорил, в частности, исполнительный директор офиса генерального секретаря ОБСЕ Пол Фрич.

Отметив, что офис генсека ОБСЕ отвечает за преемственность в работе Организации при переходе председательства к следующей стране, он коснулся вопроса о ходе подготовки казахстанской стороны к председательству. 

«Я могу сказать, что коллеги в Астане очень серьезно относятся к работе по подготовке к председательству. Очень тщательно работают», - сказал П.Фрич.

 Еще одна беседа, в ходе которой были обсуждены вопросы борьбы с коррупцией в странах Центральной Азии, состоялась в офисе координатора по вопросам экономики и окружающей среды Горана Свилановича. Он отмечал, что для успешной работы по борьбе с коррупцией необходимы следующие условия: свободные средства массовой информации; независимые судебные органы; участие в борьбе с коррупцией общественности; и собственно борьба с коррупцией со стороны государственных органов.

 Причем, все эти условия должны быть в наличии  одновременно.Например,  если в стране нет свободных СМИ, то общественность не сможет узнать о том, что в действительности происходит. Соответственно, и участия общественности в борьбе с коррупцией, в таком случае, быть не может. Работа ОБСЕ, в целом, направлена на то, чтобы все эти четыре условия были во всех странах-членах Организации. 

«Во-первых, в странах должно быть осознание необходимости борьбы с коррупцией. И тогда, если будут: независимые следственные органы; независимые судебные органы, которые определяют, в чем суть проблемы; независимые средства массовой информации, которые известят общественность об этих проблемах; причем с участием общественного мнения  как внутри страны, так и за ее пределами - если все эти условия обеспечены, это явится стимулом для инвесторов, которые придут с деньгами в вашу страну. Причем эта проблема существует во всех странах, и решение этих вопросов необходимо во всех странах для успешной борьбы с коррупцией», - сказал Г.Свиланович. 

Журналистам удалось также побеседовать с представителями германской делегации ОБСЕ и делегаций других стран по широкому кругу вопросов. Конечно, и здесь разговор велся в русле общей темы - деятельность ОБСЕ в Центральной Азии  и вопросы дальнейшего развития демократии в странах региона. 

 Встреча со старшим советником по гендерным вопросам в Секретариате ОБСЕ Джамилей Сефтауи заключала насыщенную программу нашей поездки. Рассказав о работе ОБСЕ по борьбе с гендерным неравенством, с насилием в отношении женщин, она подчеркнула, что среди сотрудников самой Организации в последние годы значительно возрос процент женщин, в том числе -  среди высшего руководящего состава.

Сейчас читают