Польша, как и Казахстан, планирует строительство АЭС в ближайшем будущем - Михал Лабенда
Казахстан и Польша продолжают укреплять торгово-экономическое партнерство и расширять стратегическое сотрудничество, заявил Временный поверенный в делах Польши в Казахстане Михал Лабенда. В интервью корреспонденту NewTime, польский дипломат рассказал о планах Варшавы по строительству первой в истории страны АЭС и возможном сотрудничестве с Казахстаном в этой сфере энергетики. Кроме того, Лабенда обозначил основные сложности, с которыми сегодня сталкиваются польские инвесторы в Казахстане, передает агентство Kazinform.
— Польша считается одним из ключевых экономических партнеров Казахстана в Центральной Европе. Как Вы оцениваете перспективы роста в конкретных отраслях этого сотрудничества?
— Откровенно говоря, для Польши Казахстан — это важнейший партнер в Центральной Азии как с политической, так и с экономической точки зрения. Наши отношения развиваются очень успешно: объем взаимной торговли составляет около 2,3 миллиарда долларов США, и он почти поровну распределен между экспортом и импортом.
Основные товары, которые мы поставляем в Казахстан — это различное промышленное оборудование, продукция химической промышленности, а также сельскохозяйственные товары. К примеру, в ноябре в Алматы пройдет крупная сельскохозяйственная выставка, и я знаю, что множество польских компаний примут в ней участие.
Что касается импорта, мы покупаем у Казахстана преимущественно минеральные ресурсы, сельскохозяйственные товары и немного оборудования. Этот объем торговли на уровне 2 миллиардов — отличный показатель, но у нас есть еще большие возможности для роста. Мы уже активно инвестируем в Казахстан, но также хотели бы видеть больше казахстанских инвесторов, пробующих себя на польском рынке.
— С какими сложностями сталкиваются польские компании и инвесторы, работающие сегодня в Казахстане?
— Для Польши главная сложность в Казахстане, безусловно, это географическое положение. Казахстан для Польши и наоборот — это довольно удаленный рынок. Кроме того, Казахстан не имеет выхода к морю, что тоже создает определенные трудности для ведения торговли. Но это естественные препятствия, которые можно преодолеть, и до 2022 года это не вызывало больших проблем. Сейчас же основная сложность заключается в том, что главный маршрут для доставки наших товаров в Казахстан проходит через Россию, а из-за санкций эта дорога для нас закрыта. Это значительно осложняет поставки нашей продукции в Казахстан, а также затрудняет другие виды экономической деятельности.
— Тем не менее, могли бы Вы подробнее рассказать о крупных экономических проектах, которые реализуются между Польшей и Казахстаном?
— Я бы разделил их на два типа. С одной стороны, у нас есть хорошо развитые двусторонние проекты. Например, у нас есть важный инвестор в области фармакологии — компания Santo, которая располагает крупным заводом в Центральном Казахстане и планирует его расширение.
Вторая часть наших экономических отношений носит более широкий характер в рамках Европейского Союза. За последние 20 лет мы стали членом ЕС, и, естественно, принимаем участие в крупных экономических проектах, которые Европа реализует с Казахстаном и Центральной Азией. Самый значимый проект — это «GlobalGateway» (глобальный экономический проект ЕС — прим. ред.), и это то, что приносит выгоду обеим сторонам. Насколько я знаю, Казахстан признал важность этого проекта. В июне этого года в Астане было подписано соглашение о Транскаспийском международном транспортном маршруте, в котором участвуют как страны-члены ЕС, так и Грузия, Азербайджан. С казахстанской стороны в проекте также участвуют международные финансовые институты, которые будут сотрудничать в этом направлении.
— Говоря о сотрудничестве в сфере энергетики, мы знаем, что европейские страны активно движутся в сторону зеленого будущего. Это то, что нас объединяет, ведь Казахстан также поставил перед собой амбициозные цели достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
— Это направление, в котором движутся многие страны, осознающие опасности, связанные с ископаемыми видами топлива и их нерациональным использованием, и Казахстан — одна из таких стран. Польша также участвует в этом процессе, мы постепенно переходим на зеленую энергетику. В Польше уже реализуется множество проектов в этой сфере. Ветроэнергетика становится все более популярной. Мы также планируем строительство как минимум одной атомной электростанции в ближайшем будущем.
Насколько я знаю, у Казахстана схожие планы, и в этом мы сотрудничаем. Мы делимся опытом. Казахстан и Польша очень активно участвуют во всех конференциях COP, которые проходят ежегодно, как Вы знаете. Однако, несмотря на это, мы понимаем, что углеводороды, которые мы покупаем у Казахстана, уже долгое время, останутся важной частью нашей торговли.
— Говоря о сотрудничестве в области транспортной и транзитной логистики, как Вы уже упомянули, ключевым для вас является проект «GlobalGateway». В Казахстане мы также уделяем большое внимание Инициативе «Один пояс, один путь». Как мы можем взаимодействовать в этой сфере?
— Эти две инициативы, по сути, преследуют одну и ту же цель — соединить Китай и Центральную Азию с Европой. Мы работаем в рамках Европейского Союза, и, конечно, основное внимание уделяется проекту «Global Gateway». Здесь у нас сложилось очень хорошее взаимопонимание с Казахстаном, и мы уже реализуем множество проектов. Основной проект, как я уже упоминал — это Транскаспийский маршрут. Но, помимо этого, есть и другие, сопутствующие проекты и планы по сотрудничеству. Для нас важно, чтобы это было взаимовыгодно для обеих сторон. И я считаю, что у нас есть хорошие перспективы и планы для достижения этой цели.