Почему оперные певцы не поют в караоке - откровения солиста «Астана Опера»

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Поклонников оперного искусства восхищает в постановках как артистизм певцов, так и их мощные голоса, которые даже не нуждаются в микрофоне. Однако голос оперных певцов - инструмент довольно хрупкий и без должного ухода его можно потерять. В беседе с экспертами в данной сфере корреспонденту МИА «Казинформ» удалось выяснить, каким должен быть уход за природным даром.

«Голос - это наш инструмент, и мы должны за ним ухаживать соответствующим образом. У нас есть свой режим и даже своя вокальная диета. В силу специфики профессии состояние нашего организма всегда должно быть в тонусе. Потому мы должны уделять много внимания организму, ведь все это взаимосвязано. Существует стереотип о том, что вокалисты часто бывают полными. Считаю, что мы просто должны держать себя в форме», - сказал ведущий солист театра «Астана Опера», заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев.

По его словам, нередко спектакли длятся по 3 часа, и голос должен выдерживать такую нагрузку.

«Поэтому его нужно ежедневно тренировать, я иногда сравниваю нас со спортсменами - как им нужно поддерживать хорошую физическую форму, так и нам вокальную. Если бывают «простои» в пении, это также сказывается на нашем голосе. Спортсмен, если будет неделями лежать на диване, никогда не поставит рекорд. Так же и мы должны тренировать свой вокальный аппарат изо дня в день», - заявил певец.

Как выяснилось в разговоре с солистом, оперным певцам приходится соблюдать строгую диету. И не из-за боязни располнеть, а потому что это может негативно повлиять на голос.

«Нам не желательно есть перед пением острую, холодную или слишком горячую пищу. Все, что вредно для организма, плохо и для нашего голоса. Что касается болезней, то полностью их избежать не удается. Бывает и так, что спектакли приходится петь с больным голосом. Поскольку иногда случается так, что отсутствует твой страховщик по каким-то причинам», - объяснил собеседник.
null

Голос оперного певца боится не только острой, горячей или холодной пищи - болеть «оперникам» также нежелательно. А уж если все-таки заболел - нужно перетерпеть и лечиться до конца.

«Конечно, риск потерять голос в результате болезни существует. Такое было не раз: человек не долечился до конца, потому что ему надо выступать, а нагрузка на голос в таком состоянии дает отрицательный эффект. В результате люди портили и даже теряли свои голоса. Если бы не было внешних факторов и старения, люди бы пели и в 100 лет. Однако, как правило, оперные певцы поют на высоком уровне лет до 60. Организм стареет и вместе с ним из-за физического состояния уходит голос», - отметил Т. Мусабаев.

Петь любят не только певцы, но и многие из нас - наверняка, большая часть читателей время от времени с удовольствием отводит душу в караоке. Всегда было интересно узнать, а поют ли профессиональные певцы в караоке? Или же то, что становится работой, уже не отнесешь в разряд хобби?

«Для оперных певцов вредно пение не только в караоке, но и с микрофоном вообще. В залах мы поём без микрофона, отзвучиваем свое пение, используя обертоны своего голоса, чтобы звук летел именно в зал, так голос приобретает гораздо больше красок. Если оперный певец начинает часто использовать микрофон, он невольно перестает петь полным голосом, из-за чего он начинает терять свою квалификацию и вокальную форму. Если петь с микрофоном, то получается совсем другая подача, отзвучивание, энергетика и натуральность живого голоса. Бывает так, что человек поет на концертах с микрофоном, а через некоторое время не может узнать свой голос, ему сложно понять, что с ним происходит. Потому что сам голосовой аппарат уже претерпевает изменения», - разъяснил солист.

На тот случай, если певец, все же не досмотрел за своим голосом, и тот начал его подводить, есть врачи-фониатры, которые специализируются именно на работе с голосовыми связками.

«К нам обращаются не только певцы - очень много профессий, зависящих от голосовых связок. Это педагоги, лекторы, консультанты, менеджеры, которые работают непосредственно с людьми, диспетчера. Бывает, обращаются и журналисты, которые испытывали проблемы с голосом из-за большой голосовой нагрузки и нарушений гигиены голоса», - говорит фониатр Алия Тураева.

Что касается юных певцов, то по ее словам, мальчики обращаются гораздо чаще.

«Это творческие дети, у которых менялся голос в результате болезни, в мутационном периоде (подростковый возраст), из-за неправильной техники пения. Молодых талантливых певцов много, они регулярно обращаются к нам за помощью. Они нередко пытаются петь не в своем голосовом диапазоне, берут непосильную голосовую нагрузку. Но они же не роботы - в отличие от техники, они не могут настроить себя именно на тот диапазон, который им не дан. В результате, их голос выходит из строя. Помимо музыкальных данных, существует множество других факторов, по которым голосовые связки юных певцов выходят из строя», - рассказывает она.

Как утверждает эксперт, голос может «потеряться» или претерпеть изменения в самом разном возрасте - это могут быть и окончившие колледж и даже университет молодые люди, могут быть и уже состоявшиеся солисты.

«И причины бывают самые разные - мы все живые люди, и от заболевания не застрахован никто. Хотя к нам нередко приходят и здоровые певцы, которые интересуются профилактикой и способами сохранения голоса. Кроме того, перед серьезными выступлениями они хотят быть уверенными в своем здоровье», - отмечает Алия.

Фониатр обратила особое внимание на необходимость соблюдать данный от природы голосовой диапазон - если человек пытается петь в других тональностях и сильно напрягает голосовые связки, то долго они не выдержат.

«В плане профилактики мы советуем обращать внимание на свое дыхание и петь в комфортном для себя диапазоне. К примеру, человек получил образование по направлению эстрадный вокал, а старается использовать самый разный репертуар, напрягая голосовые связки. Это неправильно, и голос не будет служить этому человеку так долго, как он бы хотел. Существуют также определенные правила ведения разговора (сколько пауз нужно делать), какие дыхательные упражнения необходимы, как надо развивать объем легких, резонаторную функцию, и как все это связать воедино так, чтобы голос звучал приятно для слуха», - рассказала она.

В свою очередь, преподаватель Казахского национального университета искусств Ару Телегенова поведала о том, насколько может измениться при взрослении голос мальчика-певца с особыми вокальными данными.

«Все певцы проходят мутационный период, происходит ломка голоса, потому что меняется гормональный фон. Но в целом, талант (голос - прим. ред.), заложенный природой, может сломать лишь сам человек. Ведь подростковый период проходят все, и природа сама приводит в итоге к тому «окрасу» голоса, который дан человеку», - заверила она.

Через руки опытного преподавателя прошли десятки юных талантов, а потому процесс ломки голоса и страхи подростков, связанные с этим, ей хорошо знакомы.

«Во время мутационного периода голос подростка звучит то как детский, то сам начинает переходить к более низким частотам. В этот период, безусловно, нужно беречь свой голос. Но петь также необходимо, без этого никак. Да и сам певец не сможет по-другому. Человек, который научился когда-то ходить, будет делать это и в дальнейшем. Аналогично и с голосом - тот, кто умеет петь, будет это делать. Но уже будет петь мужским голосом», - добавила А. Тулегенова.
null

«Голос талантливого подростка, к примеру, в будущем может стать как тенором, так и баритоном, заранее предсказать это нельзя. Но он в любом случае будет иметь свою индивидуальность. Голос наделенного талантом оперного певца человека можно сравнить с хорошей картиной - ее могут облачить в другую рамку, но она по-прежнему будет произведением искусства», - заключила опытный педагог.

Сейчас читают