От школьной тропинки до дорог мира: как павлодарские учителя прививают любовь к географии

None
None
ПАВЛОДАР. КАЗИНФОРМ – Учителя географии из павлодарских школ помогают детям обретать веру в себя, мечту, цель в жизни и расширять кругозор, который позволяет им стать незаурядными личностями. Об этом эссе корреспондента МИА «Казинформ».

Я учился в павлодарской школе-лицее №16. Окончил её в 2003 году. Часто вспоминаю что-нибудь из юности, что повлияло на судьбу, сыграло сколько-нибудь существенную роль. И, знаете, вспоминаю учителей. В первую очередь, тех, кто вёл себя с нами неформально, искренне, говорил свободно, просто и мог после урока поговорить по душам. Такими, например, были преподаватели географии. Именно эта наука стала сопровождать меня, превратившись в дело жизни, хотя профессия журналиста весьма от неё далека.

Вспоминается, например, Валерий Филиппович Мереха. Он был уже не мальчик, но от того с ним было может только интереснее. За плечами этого человека были десятки километров экспедиций как по горизонтали, так и по вертикали, походов по равнинам и горам Восточного Казахстана, Бурятии, Северного Тянь-Шаня, Кавказа и ещё Бог знает каких регионов. Он рассказывал о том, как красивы Маркаколь и Байкал, как хорошо странствовать по своей великой стране, встречать немыслимо красивые места, преодолевать трудности в компании интересных и надёжных людей, да, собственно, планировать путешествия, готовиться к ним, изучая карты, покупая провизию, покупая билеты.

До сих пор перед глазами стоит его фигура с прямой спиной, плечо – одно чуть ниже другого, серый костюм, добрый взгляд. Рассказывая тему урока, которую следовало раскрыть нам по учебному плану, он часто делал лирические отступления и задавал вопросы, которые ему позволяли понять, насколько широк наш кругозор и что-то интересное ещё рассказать, если мы этого не знали. «Кто совершил первое в истории кругосветное путешествие?», «Как называется наука о жизни?», «Сколько существует часовых поясов?», - спрашивал он во время занятия и, конечно, ждал ответ, надеялся на наши заинтересованные реплики. За три правильных ответа мог поставить «пять».

Казалось, этот человек знает лично легендарных и известных путешественников: Юрия Сенкевича, Фёдора Конюхова, Дмитрия Шпаро. И тогда учитель становился для тебя настоящим кумиром, которого хотелось слушать, потому что уже к этому времени, а дело было не то в девятом, не то в десятом классе, я мечтал стать путешественником. В.Ф. Мереха превратился в человека, который стал олицетворять Её Величество Географию, интересную, необычную науку, безоговорочно полезную.

Однажды я подошёл к нему, рассказал о своей мечте стать путешественником и попросил познакомить с кем-нибудь из нашего города, кто странствует по Казахстану, по миру и мог бы помочь этим юношеским грёзам стать явью. Он написал на маленьком листочке имя своего друга: «Володя Батуев». «Володей» оказался мужчина зрелого возраста Владимир Иванович из областного департамента туризма и спорта, куда я и отправился с другом через весь город, кажется, в тот же день. Хотелось как можно скорее познакомиться с кругом настоящих путешественников, на которых хотел быть похожим, и вот тогда география стала самой настоящей страстью.

Собирал книги о разных странах и городах, о народах и племенах, об океанах и морях, о горах и вулканах, о животных и растениях, о путешественниках и жизни географов, покупал книги о Шокане Уалиханове и Григории Потанине, отыскивал и смотрел фильмы о Марате Жыланбаеве и Анатолии Букрееве. Стал делать вырезки из журналов и газет о том же, сортируя их по странам, регионам, отраслям географической науки, по отдельным темам и даже по хронологии этих публикаций.

…Прошли годы. Мы с друзьями основали общественное объединение «Павлодарский Дом географии» - организацию, к созданию которой шли долго и о которой мечтали. Уже здесь мою симпатию к этой науке укрепили ребята-ровесники, работающие в школах и преподающие этот предмет. Фанатом своего дела, наверное, можно назвать учителя географии павлодарской школы-лицея № 8 Виталия Кожокара (на снимках) – 33-летнего Виталия Александровича, ведь в школе к нему обращаются именно так. Так вот Виталя – парень очень увлечённый, и, скорее всего, на него сейчас многие дети смотрят примерно так же, как когда-то я смотрел на Валерия Филипповича. Этот подтянутый кудрявый, высокий парень прекрасно знает физическую, экономическую географию мира и Казахстана, свободно рассказывает детям о столицах, перебирая главные города государств на память, легко узнавая флаги, владея данными о последних изменениях в политическом статусе новых государственных образований и так далее. Детям своим, ученикам он может дать прозвища, проверяя очередную контрольную работу, не позволив превратить отношения между ним и воспитанниками в панибратские. Среди коллег и у руководства пользуется большим уважением, нормально выносит большое количество академических часов, классное руководство, успевая готовить с детьми научные проекты, доклады, статьи и прочее-прочее-прочее…

Для кого-то из детей он, наверняка, стал таким же Мерехой, как мой учитель географии. Играет с детьми и их родителями в волейбол. В нашем Доме географии приобрёл опыт организации разных экспедиций и сплавов, походов и восхождений, проведения географических диктантов, встреч с интересными людьми за чашкой чая, дней географических фильмов, выставок различных экспонатов, работы по изданию журналов и книг, во многом проявляя инициативу и став правой рукой, а также обеими ногами руководителя организации. Почти четыре года, не получая ни копейки, руководил клубом юных краеведов «Джурбай» для детей школьного возраста при общественном объединении. Дети посещают секцию бесплатно.

…Я постоянно вспоминаю нашего преподавателя этого предмета Айгуль Хайруллаевну Жапаргазинову, иногда встречаю в городе, в родной школе, куда приезжаю по работе, или на мероприятиях. Часто думаю о том, что, может, нет заслуги учителей в том, что так полюбилась эта наука, и что страсть к ней возникла после первого в жизни дальнего путешествия – пятидневной поездки из Казахстана в Германию к брату на автобусе с месячным пребыванием там и столь же продолжительной дорогой назад через Россию, Беларусь, Польшу и через всю ФРГ, с посещениями Нидерландов. Но всё-таки понимание ключевой роли учителей уже костенеет в голове. Убеждённость в том, что это они людей направляют в самом правильном смысле этого слова пришла с годами. Если бы не они, бывшие и нынешние учителя географии, быть мне и многим другим людям, которые влюбились в эту науку, а также в само познание мира, людьми без интересов, целей, без любимого дела, без перспектив и будущего. Низкий поклон всем учителям географии – науки, без которой, как говорится, мы – нигде.


Фото из соцсети

Сейчас читают