От классики до цифровизации: что скрывает фонд хранения картин в Костанае
Фонд хранения картин расположен в историческом центре Костаная. Он объединяет богатую коллекцию искусства, активную выставочную деятельность и современные проекты по цифровизации фондов. Корреспондент агентства Kazinform побывал в гостях у хранителей шедевров.

От первых экспонатов до «золотого фонда»
– В фондовой коллекции нашего музея сегодня более 150 тысяч единиц. Сюда входит более 4 тысяч единиц произведения живописи, графики и скульптуры, – рассказывает заведующая отделом экспозиционно-выставочного обеспечения Карлыгаш Бейсова. – Начало коллекции положили работы, поступившие в 1938 году после первой областной художественной выставки.

С тех пор собрание ежегодно пополняется. В 1962 году дирекция художественных выставок Алматы передала музею произведения основоположников казахстанской живописи и графики. Сегодня в фонде хранятся работы таких художников, как Абылхан Кастеев, Молдахмет Кенбаев, Евгений Сидоркин, скульптора Хакимжан Наурызбаев и других.
Особую гордость музея составляет наследие Молдахмета Кенбаева, которому 25 июля этого года исполнилось бы 100 лет. Он родился в 1925 году в ауле Сартол Жангельдинского района Костанайской области и считается одним из первых казахских профессиональных художников. Народный художник Казахстана, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, педагог и профессор, он окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н. В. Гоголя и Московский государственный институт им. Сурикова. С 1965 по 1980 годы преподавал живопись в Казахском государственном политехническом институте.
Кроме казахстанских мастеров, в коллекции есть работы художников из Украины, стран Закавказья и России. Основу «золотого фонда» составляют редкие экспонаты, например, работы Николая Хлудова. Коллекция включает как живописные, так и графические работы, выполненные акварелью, карандашом, тушью в различных жанрах и стилях — от графики до пейзажей, натюрмортов и портретов.
Особое место занимает коллекция, переданная костанайским художником Георгием Соковым. В фонде также хранятся значительные собрания местных мастеров — Николая Торшина, Натальи Халифаевой, Светланы Шалуновой. Все работы находятся под охраной и учетом.

Выставки, мастер-классы и культурный обмен
С 2008 по 2015 годы галерея существовала как самостоятельное учреждение, затем стала отделом изобразительного искусства областного краеведческого музея. Здесь регулярно проходят персональные и тематические выставки, творческие вечера, мастер-классы и межмузейные проекты.
– В прошлом году мы обменялись экспозициями с Павлодаром и Северо-Казахстанской областью, выезжали в Семей и Актобе. Посещали также районы области, где нет музеев. Наш проект «День музея в районах» уже прошёл в Мендыкаринском, Аулиекольском, Наурзумском и Сарыкольском районах, – отмечает руководитель Костанайского областного краеведческого музея Гульжан Мендекинова.
В музее представлены работы как известных художников, так и молодых авторов. Например, в рамках выставки «Караван Великой степи» прошел мастер-класс Адигали Баяндина — члена Союза художников Казахстана и обладателя ордена «Құрмет». Во время занятий он написал портрет Мыржакыпа Дулатова и передал его музею.

Как сохранить искусство
Произведения искусства требуют особого хранения. Из общего числа экспонатов лишь около 4% нуждаются в реставрации. При подготовке к выставкам специалисты тщательно упаковывают картины, защищая багеты и холсты, чтобы сохранить их на десятилетия вперед.
– Все наши экспонаты бережно хранятся на полках при строго контролируемой температуре и влажности. Картины обязательно имеют багетное оформление, а рисунки и эскизы на бумаге хранятся в специальных архивных папках, – рассказывает Карлыгаш Бейсова.
Эскизы костюмов и сцен будущих спектаклей (рисунки Георгия Сокова) хранятся в больших коробах, где каждый лист разделен микалентной бумагой. Аналогично сохраняются графические листы.

Оцифровка фондов и «Е-музей»
Одно из важных направлений работы — цифровизация коллекции.
– Сегодня около 40% экспонатов уже оцифрованы. Мы готовимся к подключению к республиканской системе «Е-музей», которая позволит жителям страны видеть наши произведения онлайн — картины, графику, предметы декоративно-прикладного искусства, – говорит Г. Мендекинова.
Каждый экспонат сопровождается карточкой с уникальным номером, описанием, историей поступления, техникой исполнения, материалами и размерами. В базе данных есть фотографии, видео и аннотации.

Будущее искусства
Сотрудники музея уверены, что интерес к живописи не угаснет.
– Картины всегда вызывают живые эмоции. Люди рассматривают мазки, вглядываются в детали, пытаются понять замысел художника. Наша задача — дать им возможность как можно чаще соприкасаться с искусством, – говорит К. Бейсова.
Ранее в Кызылординской области с помощью искусственного интеллекта оживили произведение Нурбека Жардемова.
