От «ДосболLIKE» до QR-кодов «111»: как школы Казахстана защищают права детей
С началом нового учебного года в Казахстане реализуется ряд инициатив, направленных на защиту прав детей, укрепление их благополучия и создание безопасной образовательной среды. О том, какие меры предприняты в сфере профилактики буллинга, формирования правовой культуры и развития системы защиты детства, рассказала председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
— По поручению Главы государства во всех школах и колледжах страны внедрена единая антибуллинговая программа «ДосболLIKE». В чем заключается ее основная цель и особенности реализации?
— Программа «ДосболLIKE» — это комплексная система профилактики буллинга, направленная на снижение случаев травли среди учащихся и подростков, формирование безопасной и уважительной атмосферы в образовательных учреждениях. Она разработана с учётом международных практик и Индекса благополучия детей.
Сначала программа прошла апробацию в 50 школах девяти регионов страны, включая Жамбылскую область. Мы использовали командный подход: жалоба → анализ → план помощи → наблюдение. Этот механизм показал эффективность, особенно в Астане, Алматы, в области Абай и Жамбылской области.
Результаты апробации обнадеживающие: уровень виктимного поведения у детей снизился на 5,4%, количество случаев высмеивания и прозвищ уменьшилось на 1,5%, улучшились отношения между педагогами и учащимися. Более 80% педагогов овладели практическими навыками профилактической работы, а 82–87% учащихся отметили, что им стало комфортнее и безопаснее в школе.
С 1 сентября 2025 года программа внедрена во всех школах и колледжах страны. Мы рассматриваем программу «ДосболLIKE» как устойчивый инструмент профилактики буллинга. Итоги апробации показали, что участие всех сторон — педагогов, родителей и самих детей — способствует снижению конфликтных ситуаций, формированию культуры доверия и уважения, а также созданию более безопасной школьной среды.
Для реализации программы развернута масштабная подготовка специалистов: уже обучено около 2,5 тысяч педагогов, психологов и работников образования, и в течение года планируется охватить более 8 тысяч специалистов по всей стране.
— Помимо антибуллинговой программы стартовал пилотный проект уроков правовой культуры. Что это за инициатива и где она реализуется?
— Проект запущен в Талгарском районе Алматинской области. С нового учебного года там в 10 школах и 3 колледжах введены дополнительные занятия по правовой культуре. Эти уроки ведут наставники — бывшие сотрудники прокуратуры и полиции, прошедшие специальное обучение. Проект призван сформировать у молодёжи правосознание, укрепить правовую культуру и предотвратить любые формы насилия, буллинг и противоправное поведение.
Занятия проводятся раз в две недели, всего предусмотрено 36 тематических уроков для 7–10-х классов и студентов колледжей и сопровождаются предварительной и итоговой диагностикой знаний и мониторингом поведения учащихся. Методические материалы разработаны Национальным научно-практическим институтом благополучия детей «Өркен» совместно с Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. В дальнейшем проект планируется масштабировать на другие регионы.
— С этого года вновь введены уроки личной безопасности. Чем они отличаются от предыдущих форм профилактической работы?
— Возобновление уроков личной безопасности стало частью комплексного плана по защите детей от насилия, предотвращению суицидов и обеспечению их прав и благополучия на 2023–2025 годы. Занятия охватывают все уровни образования — от детских садов до колледжей. Они проходят еженедельно в формате коротких классных часов длительностью около 10 минут, с повторением каждой темы трижды в год. Уроки ориентированы на практические навыки безопасного поведения и охватывают все возрастные группы: для дошкольников это знакомство с номерами экстренных служб и правилами поведения на площадках, для младших школьников — безопасность на воде и при встрече с незнакомцами, для подростков — противодействие буллингу, киберрискам и развитие ответственности, а для старшеклассников и студентов колледжей — основы финансовой грамотности, защита от мошенничества, безопасные условия труда и знание своих прав. Практика показала, что такие мини-уроки помогают снизить тревожность детей, формируют у них навыки безопасного поведения и учат правильно реагировать на сложные ситуации как офлайн, так и в онлайн-пространстве.
— Помимо образовательных программ, какие еще шаги предпринимаются для укрепления системы защиты прав детей?
— Укрепляется и институциональная база защиты прав несовершеннолетних. В регионах начато формирование новых управлений по защите прав детей — специальных подразделений, курирующих работу органов опеки и попечительства. Первое уже создано в Актюбинской области, аналогичные структуры появятся в Астане и Костанае.
Штат сотрудников органов опеки по стране увеличен более чем втрое — с 303 до 1006 специалистов. Это позволит обеспечить более широкий охват семей, повысить доступность помощи и качество сопровождения детей при решении их проблем. До конца года доведем численность до 1383 сотрудников, что соответствует новой норме — один специалист на каждые 5 тысяч детей.
— Сегодня у детей появилась возможность напрямую обращаться за помощью. Как работает контакт-центр «111»?
— Это очень востребованный инструмент. С начала 2025 года контакт-центр принял свыше 92 тысяч обращений от детей. Подавляющее большинство сигналов поступило через QR-коды, размещённые во всех школах и колледжах, ещё около полутора тысяч звонков дети совершили по телефону. Чаще всего за поддержкой обращались дети из Алматы, Западно-Казахстанской, Туркестанской и Алматинской областей. Специалисты контакт-центра оказывают помощь разного характера: где-то требуется серьёзная психологическая поддержка, в других случаях — организационное содействие. Однако наиболее часто дети просто задают волнующие их вопросы и получают необходимую информацию — с начала года дано свыше 88 тысяч таких консультационных ответов. Служба «111» стала важным инструментом оперативной и доступной поддержки: она позволяет вовремя услышать проблемы детей и помочь в сложных ситуациях. При этом все обращения конфиденциальны, а при необходимости информация передаётся в полицию, орган опеки или другие компетентные структуры для незамедлительной помощи ребёнку.
— Какие результаты уже дают предпринятые меры по защите прав и благополучию детей?
— Комплекс реализуемых мер уже показывает положительные результаты. Как вы знаете, по поручению Президента с 2022 года в Казахстане действует Индекс благополучия детей. Этот инструмент позволяет сравнивать результаты между регионами и с международными показателями, а также акцентирует внимание государства и общества на ключевых проблемах детства.
По итогам 2024 года среднереспубликанский Индекс благополучия детей вырос на 2,5 пункта и составил 58,6 балла. Восьми регионам удалось превысить этот средний показатель. Лидером рейтинга стала Актюбинская область с результатом 64,6 балла, стабильно высокий уровень сохраняет Павлодарская область, а значительный рост продемонстрировали город Алматы и Костанайская область.
Индекс сформирован на основе 56 индикаторов по четырём направлениям: «Ребёнок», «Семья и общество», «Государственная политика» и «Благосостояние страны». В расчёте учитываются 35 статистических и 21 опросный показатель, охватывающих здоровье и развитие ребёнка, семейное и социальное окружение, а также эффективность государственной политики в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии и инфраструктуры.
В заключение следует отметить, что все реализуемые инициативы — от профилактики буллинга до повышения компетенций наставников — образуют единый комплекс, нацеленный на безопасность, развитие и счастье каждого ребёнка.
Ранее мы писали о том, что проекты школьных учебников, внедряемых в 2026-2027 учебном году, вынесены на общественное обсуждение на сайте Центра экспертизы содержания образования.