ОБЗОР: Судебная реформа в Казахстане

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - 2016 год ознаменовался дальнейшей реализацией реформ в сфере обеспечения верховенства закона, которое было выдвинуто Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в числе пяти институциональных реформ для укрепления государственности на XVI съезде партии «Нур Отан».

В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» 11 шагов прямо касаются деятельности судебной системы, что прямым образом свидетельствует о важности ее реформирования для дальнейшего развития нашего государства и продвижения в число 30 развитых государств мира.
МИА «Казинформ» подводит итоги деятельности судебных органов, законотворческой работы Парламента и Правительства за первое полугодие 2016 года, акцентируя внимание на важнейших событиях в судебно-правовой сфере в июне т.г. Обзор большей частью подготовлен на основе собственной продукции, а также материалов, опубликованных в региональных СМИ.

Частные судебные исполнители

С 2016 года в Казахстане получает широкое развитие институт частных судебных исполнителей.

Как известно, исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса является одним из главных показателей эффективности судебной системы. В настоящее время процент действительно исполненных судебных актов невелик, и именно на повышение исполнительности направлен институт частных судебных исполнителей, введенный, к слову, еще в апреле 2010 года. По мнению ряда экспертов, конкуренция этой сфере может помочь судебным исполнителям более качественно бороться за справедливость, то есть за исполнение вынесенного решения суда. В то время как государственный судебный исполнитель в силу сильной загруженности и невысокой зарплаты не заинтересован в надлежащем исполнении судебных актов. Между тем, судебная система не освобождается от функции исполнения судебных решений, а предоставляет взыскателям права выбора. Истец, чьи права подтверждены судебным решением, может реализовать свои права как посредством государственного механизма принудительного исполнения, так и воспользоваться услугами частного судебного исполнителя.

План нации «100 шагов» предусматривает поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей. К примеру, в Казахстане в течение трех лет количество государственных судисполнителей сократится до 345.
В Казахстане в рамках реализации 27 шага Плана нации, направленного на усовершенствование института частных судебных исполнителей (ЧСИ) количество государственных судебных исполнителей будет сокращено в три раза в течение 3-х лет.
В Алматы в ходе семинара по вопросам развития института ЧСИ, вице-министр юстиции РК Жанат Ешмагамбетов сообщил, что в настоящее время количество государственных судебных исполнителей по Казахстану составляет 1245 человек. «В течение трех лет, поэтапно, эта цифра будет сокращена до 345. Они будут заниматься взысканием только с государственных учреждений и по производствам, где суммы превышают одну тысячу МРП», - отметил вице-министр.

Ж.Ешмагамбетов подчеркнул, что в Казахстане институт частных судебных исполнителей показал свою эффективность.

«На начало года на производстве у государственных судоисполнителей находилось около 266 тыс. дел по взысканию алиментов, у частных - около 23 тыс. Больше всего неисполнений по данной категории наблюдается в городе Астана», - отметил Ж.Ешмагамбетов.

Согласно данным, в Алматы на сегодня действуют 165 частных судебных исполнителей, в их производстве по социальной категории - около 4 тыс. дел, по административным штрафам - до 50 тыс. взысканий.

В апреле 2016 года в Алматы в ходе семинара «Профессиональная этика и процессуальная справедливость. Международные стандарты и национальные документы в области судебного исполнения» отечественные и международные эксперты обсудили ряд вопросов, касающихся статуса судебного исполнителя, предъявляемых к нему требований, а также перспектив развития национального института частного судебного исполнения.

«Семинар - это диалоговая площадка по обмену опытом. Не только мы перенимаем какие-то практики у экспертов из Германии, Чехии, Эстонии и других стран, но и они у нас, поскольку в Казахстане существуют работающие, эффективные нормы закона, которые интересны им. Знаменателем данного семинара является выработка дальнейших законодательных инициатив в данной сфере», - отметил руководитель региональной палаты частных судебных исполнителей по г.Алматы Серик Нугманов.
Одним из знаменательных моментов мероприятия стало подписание меморандума о вступлении Республиканской палаты частных судебных исполнителей Казахстана в полноправные члены Международного союза судебных исполнителей (UIHJ).

«Членство в Союзе выводит казахстанский институт ЧСИ на новый уровень и дает возможность сотрудничества и интеграции международных норм в национальное законодательство», - подчеркнул казначей UIHJ Юрай Подконицки.

Деятельность частных судоисполнителей в Казахстане изучают народные избранники и госорганы. Так, депутаты Мажилиса и представители Министерства юстиции РК встретились с главой Южно-Казахстанской области. Бейбут Атамкулов рассказал о том, что удалось сделать в регионе в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов». Особое внимание было уделено 27 шагу, который касается работы частных судебных исполнителей. Народные избранники отметили, что судоисполнители должны гораздо активнее работать с местной полицейской службой.
В ходе совещания было отмечено, что в регионе не хватает частных судебных исполнителей. Всего работают 149 специалистов, в то время как в их производстве более 160 тыс документов.
«Определены категории исполнительных производств, которые относятся к компетенции государственных и частных судебных исполнителей. Допустим, к исполнительной компетенции частных - теперь относится исполнение документов о взыскании в пользу физических, юридических лиц, а также взыскание в пользу государства сумм, которые не превышают 1000 МРП. Мы предполагаем, что вопрос нагрузки должен решиться со временем, ведь все-таки частных судебных исполнителей становится больше», - высказала свое мнение руководитель отдела организации деятельности частных судебных исполнителей Айнур Исабекова.
В рамках поездки участники делегации встретились с работниками областного суда и департамента юстиции.
Члены комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса посетили Алматы и ряд районов Алматинской области. В центре внимания - также деятельность частных судебных исполнителей, итоги поездки депутаты запланировали рассмотреть в ходе республиканского круглого стола, в котором примут участие представители органов юстиции, правоохранительных органов, Республиканской палаты частных судебных исполнителей гражданского общества и эксперты. Модератором круглого стола определен председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса, председатель правового совета при партии «Нұр Отан» Нурлан Абдиров. Среди участников выездного заседания - депутаты Мажилиса, члены комитета по законодательству и судебно-правовой реформе С.Бычкова, Б.Дуйсенбинов, С.Имашева, Б.Кесебаев, М.Магеррамов, Н.Микаелян, К. Мусин, М.Тиникеев, а также представители Министерства юстиции.
С начала этого года в ведение частных судебных исполнителей (ЧСИ) РК были переданы функции по взысканию штрафов и алиментов. За период с января по апрель т.г. к частным судебным исполнителям поступило 300 тыс. дел, что в два раза больше, чем за весь прошлый год.
Особый интерес частные судебные исполнители проявляют к взысканию алиментов.
«Если раньше частные судебные исполнители больше проявляли интерес к исполнению только коммерчески выгодных производств, то сейчас ориентированы на исполнение социально значимых категорий дел, особенно на взыскание алиментов, так как за исполнение таких дел оплата предусмотрена за счет государственного бюджета», - комментирует министр юстиции РК Берик Имашев.
По его словам, на 30 мая 2016 года на исполнении у ЧСИ находилось 35 206 производств о взыскании алиментов. Значительно, на 76%, снижено количество документов, по которым алименты не выплачиваются вообще, с 15 тысяч до 3 с половиной тысяч. В то же время, проблема взыскания алиментов решена не по всем делам из-за отсутствия работы, доходов, имущества, на которые возможно обратить взыскание либо в виду их намеренного сокрытия должником.

Резюме: Таким образом, судебная реформа, связанная с развитием института частных судебных исполнителей, направлена на увеличение доступа населения к реализации правосудия и возведение на новый уровень результативности деятельности судебных исполнителей.

Примирение, медиация
Кроме судебных исполнителей, доступность судебной защиты обеспечивают и другие институты, в частности, прокуратура, нотариат, третейские суды, иные альтернативные органы по разрешению споров.
В условиях обновленного уголовного законодательства успешно заработали новые правовые и процессуальные институты, позволившие существенно снизить нагрузку на органы следствия и суды, обеспечить гарантии прав и интересов участников процесса. Об этом говорили сенаторы на выездном заседании комитета Сената Парламента РК по конституционному законодательству, судебной практике и правоохранительным органам, прошедшем в г.Усть-Каменогорск. В частности, сенаторы рассмотрели вопросы применения новых Уголовного, Уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов.
Председатель комитета Серик Акылбай, открывая заседание, отметил, что принятые в 2014 году новые Кодексы разработаны с целью конституционных гарантий защиты прав личности, обеспечения справедливого судопроизводства и мер правовой ответственности. По словам главы комитета, практика подтвердила правильность начатых реформ. В условиях обновленного уголовного законодательства успешно заработали новые правовые и процессуальные институты, позволившие существенно снизить нагрузку на органы следствия и суды, обеспечить гарантии прав и интересов участников процесса. Вновь принятыми Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами изменены подходы при назначении уголовного наказания, предусмотрены примирительные процедуры, возможность применения альтернативных мер пресечения, введены прогрессивные процессуальные механизмы защиты прав человека, начиная со стадии возбуждения уголовного дела. В свою очередь новым Уголовно-исполнительным кодексом установлена четкая дифференциация условий содержания в зависимости от степени исправления осужденных. Впервые на уровне кодекса закреплены основные права осужденных и обязанности администраций учреждений. Принятые изменения направлены на формирование уголовной системы, отвечающей характеристикам современного, демократического, правового государства, подчеркнул сенатор.
Участники заседания познакомили с анализом практического правоприменения законодательных нововведений и внесли ряд предложений по усовершенствованию некоторых «правовых деталей». Каждый выступивший на заседание участник подробно ознакомил с предложениями от своих правовых институтов. Председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК Абай Рахметулин остановился «на нюансах по применению «альтернативных наказаний».
В свою очередь первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель рассказал об упрощении форм расследования, исключении доследственной проверки и ВУД и отметил, что опасения, что при новом УПК нагрузка на полицию увеличится, не сбылись. «В целом снизилась нагрузка, сократилось количество материалов в производстве и т.д., сократилось число «тюремного населения» (Число людей, находящихся под стражей, сократилось на 2 тыс. человек, в 4 раза увеличилось число залогов). В 2016 году сокращение «тюремного населения» повлекло сокращение 12 млрд. тенге «бюджетных расходов», - сказал он.
На заседании также выступили заместитель министра внутренних дел РК Р.Жакупов, заместитель министра юстиции З.Баймолдина и др. С зарубежным опытом «гуманизированного законодательства» участников заседания ознакомили менеджер проекта IRZ А.Вукер и работники прокуратур немецких городов Дрезден и Гамбург.
Особое внимание на заседании было уделено роли следственного судьи, процессуального прокурора (в рамках уголовного судопроизводства), процессуальному соглашению, переходу от пятизвенной судебной системы к трехзвенной и другим вопросам.
По мнению участников выездного заседания, совместное обсуждение нововведений позволило объективно проанализировать результаты наработанной правоприменительной практики и определить основные направления дальнейшего совершенствования уголовного законодательства, оптимизации досудебного производства и усиления его правозащитного потенциала.
Кроме того, в регионах страны местные исполнительные органы начали активно заключать меморандумы о взаимном сотрудничестве с судами по развитию института примирительных процедур. Один из последних таких примеров - подписание меморандума о сотрудничестве между акиматом ЮКО и областным судом.
В мероприятии приняли участие аким области Бейбут Атамкулов, председатель областного суда Нурсерик Шарипов, председатели коллегий и судьи областного суда.
В своей речи глава региона Б. Атамкулов подчеркнул, что заключение меморандума вызвано общественно-политическим значением альтернативных процедур разрешения споров, способствующих снижению уровня конфликтности в обществе, а также созданию благоприятной правовой среды.
Как отметил председатель областного суда Н. Шарипов, меморандум в полной мере оправдывает изложенные в Плане нации «100 конкретных шагов» идеи Главы государства, направленные на развитие и укрепление институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров и широкое применение IT-технологий в судопроизводстве.
В ходе встречи были обсуждены вопросы развития медиации в отечественной судебной системе и цели нового меморандума. После его подписания гости посетили Аль-Фарабийский и Каратауский районные суды города Шымкента, где ознакомились с работой судей и специалистов.
Тем временем, в Алматинской области при ЦОНах открываются кабинеты медиации.
Один из таких кабинетов открылся в здании Центра обслуживания населения Каратальского района Алматинской области. Судья Ж. Нусипова отметила, что открытие кабинета медиации - это своевременный и оправданный шаг, поскольку применение примирительных процедур актуально в современных условиях для разрешения конфликтов, не прибегая к судебной защите. Центры медиаторов смогут оказать существенную поддержку в разрешении незначительных споров и конфликтов.

«Разрешение споров с применением закона «О медиации» имеет ряд положительных черт: меньшая процедурная сложность, нацеленность на разрешение конфликта и достижение примирения», - отметил непрофессиональный медиатор С. Сагатбеков.

Кабинет медиации оснащен справочными материалами и буклетами.
Интересные факты в Павлодарской области, где треть рассмотренных судами споров заканчивается примирением сторон.
По информации акима региона Булата Бакауова, апробирован и действует институт судебной медиации. В целях укрепления общественного согласия, развития примирительных процедур создан Центр медиации при региональном КГУ «Қоғамдық келісім».
«Это своего рода диалоговая площадка для досудебного урегулирования всех спорных вопросов между конфликтующими сторонами с участием посредника - медиатора. Кабинеты медиации открыты также в зданиях районных акиматов и в сельских округах», - проинформировал аким.
Глава региона также отметил повышение открытости судебной системы. Так, в настоящее время 92 зала судебных заседаний области оснащены оборудованием аудио- и видеофиксации. Как результат, количество дел, рассмотренных с применением данных систем за 2015 год, возросло почти в 28 раз.
Рост числа примирительных процедур отмечается и в городском суде Атырау.
«В первом квартале 2016 года Атырауским городским судом всего окончено 1867 дел, из которых 35 были завершены заключением мирового соглашения. Еще 62 были закончены с урегулированием спора в порядке медиации, 3 дела - с применением партисипативной процедуры. Окончание судебного спора путем примирительных процедур избавляет стороны конфликта от длительных судебных процессов», - сообщили в пресс-службе областного суда.
А медиация в Абайском районе ВКО работает по примеру суда казахских биев.
В рамках 5 институциональных реформ Главы государства, начиная с этого года, акимы сельских округов и руководители крупных предприятий Абайского района берут на себя роль медиатора в разрешении споров, сообщил аким района Турсунгазы Мусапирбеков сегодня на пресс-конференции в региональной службе центральных коммуникаций.
В Абайском районе убеждены, что лучшим примером в разрешении конфликтных ситуаций является работа суда биев казахского народа. В задачи медиатора входит: внимательно выслушать стороны, организовать процесс переговоров, сгенерировать идеи и расширить ресурсы спорящих.

«Казахский народ с давних времен решал споры и конфликты на суде биев. Это было честное и результативное примирение. На этом примере мы решили построить эффективную систему медиации в своем районе, - отметил глава района.

Кстати, здесь уже состоялось заседание с участием председателя областного суда Досжана Амирова, где было решено создать систему медиации на примере суда биев. В настоящее время 8 авторитетных граждан в качестве медиаторов разрешают районные споры. По плану в каждом сельском округе будет по 3-4 медиатора, сообщил аким района.
Не согласен с положительной статистикой по медиации заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов. По его мнению, только 2% конфликтов в Казахстане решаются в досудебном порядке, в то время как в международной практике эта цифра достигает 70%.
«Мы посмотрели анализ по Соединенным Штатам Америки и европейским странам: до 70% судебных вопросов решаются до судебного рассмотрения. У нас, в среднем, на уровне 2%, не более. И то работу осуществляют наши судьи, они снимают мантию и становятся медиаторами», - сказал он.
В связи с этим Е.Тугжанов призвал участников заседания активизировать деятельность по медиации, так как эти меры позволяют сэкономить значительные средства, а также снизить моральные и психологические переживания конфликтующих сторон. Основными приоритетами работы АНК являются споры в школах, включающие в себя взаимоотношения детей и родителей с учителями, а также это вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью, и другие моменты, за исключением уголовных дел.
«Если до 70% - это международная практика, почему в Казахстане на уровень хотя бы 20% не повысить? Это непростой вопрос. Треть граждан нашей страны обязательно сталкивается с теми или иными судебными процессами», - добавил Е.Тугжанов.
Напомним, 28 января 2011 года был принят Закон РК «О медиации». Сегодня институт Ассамблеи народа Казахстана выступает главным модератором в сфере общественных и межэтнических отношений в Казахстане - как орган, реально выполняющий основные функции медиаторства.

Присяжные заседатели
В представленном Главой государства Национальном плане 100 конкретных шагов можно увидеть меру, направленную на расширение области применения суда присяжных, а также законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
Закон о присяжных заседателях был принят в Казахстане 16 января 2006 года и вступил в законную силу с 1 января 2007 года. В Казахстане была введена модель смешанной коллегии профессиональных судей и присяжных заседателей. Изначально суд в Казахстане с участием присяжных заседателей действовал в составе 2 профессиональных судей и 9 присяжных. В ходе реализации данного закона имелись спорные вопросы касательно состава суда присяжных. В итоге был принят закон от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, в УПК и ГПК Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», согласно которому состав суда с участием присяжных заседателей был определен в количестве 10 присяжных и одного профессионального судьи.
Напомним, что согласно Основному закону страны - Конституции Республики Казахстан, судебная власть является ветвью государственной власти, взаимодействующей с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Поэтому при введении института присяжных государство на более высоком уровне начинает обеспечивать конституционный принцип разделения властей, повышая доверие граждан к суду, укрепляя гражданское правосознание. Кроме этого, введение данного института будет способствовать устранению правого нигилизма, в то время как граждане сами могут принимать активное участие в отправлении правосудия и принятии решения.
Основная цель введения института присяжных в Казахстане направлена на обеспечение независимого и справедливого правосудия.
Сам факт участия присяжных в судебных заседаниях способствует тому, что подсудимый получает возможность выслушать вердикт общественности при принятии своего наказания. Таким образом, институт присяжных является важным политическим фактором развития гражданского общества.
Относительно полномочий присяжных заседателей стоит отметить, что особое место занимает их право участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств, в том числе осмотре улик, документов, при обыске местности и помещения. Дополнительно присяжные заседатели имеют право задавать через председательствующего вопросы участникам процесса, равно как и обращаться за разъяснениями норм законодательства и другим непонятным для них вопросам. Кроме этого, очерчен круг основных вопросов, на которые должны ответить присяжные заседатели. Первым вопросом является, доказано ли, что деяние преступления имело место. Во-вторых, доказано ли, что это деяние совершил подсудимый. И, наконец, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
В целом, становление и дальнейшее развитие института присяжных заседателей на современном этапе развития обусловлено не только необходимостью назвать казахстанский суд народным, но и в связи с необходимостью придать отправлению правосудия от имени народа независимость от государства. Так как институт присяжных представляет казахстанцам реальную возможность принять участие в работе судебной власти.
Поэтому в настоящее время институт суда присяжных заседателей является одним из важнейших элементов гражданского общества. Это подтверждают и многочисленные опросы, которые свидетельствуют о доверии населения институту присяжных больше, чем судам, где решения о виновности и невиновности подсудимого выносит судья.
Одно из последних судебных дел с участием присяжных рассматривалось в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области.
Однако подсудимые в РК редко выбирают суд присяжных. Все дело в том, что когда приговор выносит судья, он объясняет свое решение. Присяжные же руководствуются внутренним убеждением, и никому ничего доказывать не обязаны. Поэтому и обжаловать такой приговор трудно, сообщает региональное издание «Костанайские новости».
Об этом на брифинге по итогам первого квартала 2016 года и проинформировал председатель специализированного суда по уголовным делам Ерлик Сералин. Всего же в этот суд, который рассматривает только особо тяжкие преступления, поступило 32 уголовных дела. По двадцати приговоры уже вынесены. Самое резонансное из них - так называемое большое акиматовское. 26 человек приговорили к лишению свободы. Восемь осужденных - женщины. Шесть из них проходили по делам о наркотиках, две - по убийству.
Остается для судов проблемой и формирование самого состава суда присяжных. Последний пример: суд присяжных потребовал житель Лисаковска, который обвиняется в убийстве жены. Были разосланы 200 повесток, в суд по ним явились всего 70 человек. Состав присяжных сформировали, однако уже накануне судебного разбирательства выяснилось: некоторые из присяжных привлекались к административной ответственности. Что недопустимо. Весь состав пришлось распускать, и всю процедуру повторять.
Стоит напомнить, что уклонение от явки в суд для формирования состава присяжных без причины законом расценивается как административное правонарушение. И человек может быть оштрафован.
Резюме: Институт суда присяжных играет значительную роль в демократизации всей государственной судебной системы страны, а также выступает гарантом обеспечения ее независимости и состязательности судебного разбирательства.

Международные стандарты правосудия. IT-технологии и электронный документооборот

Трехзвенная система судов приближает РК к международным стандартам правосудия. Такое мнение, в частности, высказал профессор Евразийского национального университета имени Л.Гумилева Арстан Ахпанов, комментируя шаг 16 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ».
«В последние годы в Казахстане интенсивно проводится правовая реформа. Лидером в этой области по праву следует считать судебную систему. С точки зрения судопроизводственных процессов, судоустройства в систему внесены очень серьезные изменения. В частности, произошло сокращение судебных инстанций - с 5 до 3, с 2015 года. Это касается судопроизводства по гражданским, уголовным, административным и другим делам. Смысл этой новеллы заключается в том, что мы привели судебную систему в соответствие с международными стандартами, которые требуют рассмотрения дел в разумные сроки, права граждан на доступ к правосудию. Из областного звена исключена кассационная инстанция, которая дублировала надзорную, то есть, в ней рассматривались решения судов, вступившие в силу. Здесь имел место правовой нонсенс - в одном судебном звене, под руководством одного председателя суда было две инстанции, апелляционная и кассационная», - сказал А.Ахпанов.
По его словам, ранее вступившие в силу решения судов повторно пересматривались Верховным судом, и это создавало волокиту и затягивание процессов. С 1 января эта инстанция в Верховном суде называется не надзорной, а кассационной. 15 января 2016 года Верховный суд принял нормативное постановление о праве доступа к правосудию и полномочиях Верховного суда по пересмотру судебных актов. К компетенции Верховного суда относятся не все дела, а только те, решения по которым создают угрозу необратимых последствий для страны, граждан, экономики, национальной безопасности. Пересмотр дел проводится также в тех случаях, когда имеет место посягательство на государственные и общественные интересы, а также когда выносятся судебные решения, предусматривающие смертную казнь или пожизненное лишение свободы. Кассация проводится по усмотрению судей, которые предварительно изучают материалы дела.
Привести систему уголовного правосудия в соответствие с международными стандартами также призван проект Европейского союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане», презентация которого прошла в апреле 2016 года в Астане.
Проект нацелен на поддержку проводимых судебно-правовых реформ в Казахстане в соответствии с международными стандартами. Ожидается, что будет проведена оценка эффективности реформ системы уголовного правосудия, разработаны стратегические подходы к профилактике правонарушений, предложены меры по развитию уголовного процесса и дальнейшей модернизации уголовно-правовой статистики.
С целью дальнейшего развития службы пробации в стране, проект предложит более широкое использование альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы. Отдельным направлением деятельности будет повышение уровня профессионального образования специалистов в сфере уголовного правосудия через разработку новых курсов и внедрение современных подходов к оценке и проведению обучения.
Его общий бюджет составляет 5,5 миллиона евро. Проект финансируется ЕС в рамках соглашения между Казахстаном и Евросоюзом.
«Мы здесь не для того, чтобы внедрить какую-то систему работы. Проект окажет содействие в реализации целей, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в отношении совершенствования системы уголовного правосудия и приведения ее в соответствие с международными стандартами», - отметил руководитель проекта Уильям Ирвайн.
В соответствии с международными стандартами в республике с 1 января 2015 года начал функционировать институт следственных судей в Казахстане. Следственный судья осуществляет деятельность, направленную на обеспечение недопущения необоснованного ограничения конституционных прав и свобод человека на досудебных стадиях уголовного производства. В рамках реализации 22 шага Плана нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» с января 2016 года в ведение следственных судей Казахстана переданы дополнительно санкционирование еще четырех процессуальных действий: выемки, обыска, личного обыска, осмотра, то есть круг их полномочий существенно расширился.
За четыре месяца 2016 года в три раза увеличилось количество рассматриваемых материалов следственными судьями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти цифры были озвучены 19 мая на международном семинаре на тему: «Домашний арест. Особенности применения залога. Обыск, личный обыск, осмотр, выемка» в Верховном суде РК.
«За 4 месяца 2016 года на рассмотрение следственных судей в порядке ст. 55 УПК поступило более 17 тысяч материалов (17648), что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 3 раза больше. При этом почти половину из них составляют ходатайства по новым полномочиям - более 8 тысяч (8359, или 47,4%)», - сообщила пресс-служба Верховного суда РК.
По данным пресс-службы ведомства, среди них более 6 тысяч материалов касаются выемки (6758 материалов, или 80,8%). Санкции суда запрошены по 1097 материалам об обыске, 471 материалу - по личному обыску.
Из дополнительных четырех полномочий наименьший удельный вес приходится лишь на санкционирование осмотра (всего поступило 23 материала), что связано со спецификой данного процессуального действия.
«В сравнении с 4-мя месяцами прошлого года применение таких мер, как пресечения, залог, домашний арест, привело к сокращению количества удовлетворенных ходатайств на арест на 8,1% (дано санкций на содержание под стражей за 4 месяца 2016 года - на 3320 лиц против 3611). Также следственные судьи за 4 месяца текущего года рассмотрели 409 жалоб на действия следователя и прокурора, удовлетворив их пятую часть (86, или 21 %)», - говорится в распространенном сообщении.
Модератором мероприятия выступил председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абай Рахметулин. В работе семинара приняли участие заместитель министра внутренних дел Рашид Жакупов, заместитель председателя Национального бюро по противодействию коррупции Талгат Татубаев, директор Академии правосудия при Верховном суде Мурат Бейбитов, представители Генеральной прокуратуры и Министерства финансов.
Судебную систему на семинаре представили судьи Верховного суда, местных судов, а также сотрудники Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республике Казахстан. Кроме того приняли участие следственный судья Участкового суда г.Бремен (Германия) Петер Вальтер и представители Германского фонда международного правового сотрудничества в Казахстане (IRZ).
К международным стандартам наше правосудие также приблизит широкое применение IT-технологий в судопроизводстве Казахстана.
К примеру, Верховным судом с целью оптимизации процесса предоставления госуслуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов, на сервисе «Судебный кабинет» запущен соответствующий функционал.
Функционал «Апостилирование» позволяет гражданину в случае отсутствия на руках документа, подлежащего апостилированию, направить в суд заявление о повторной выдаче копии судебного акта.
При наличии судебного акта в архиве суда его копия и уведомление о необходимости оплаты в соответствии с Налоговым кодексом госпошлины за повторную выдачу копии для подтверждения направляется в личный кабинет заявителя.
В случае, если в архиве суда запрашиваемый судебный акт отсутствует, заявителю поступает сообщение об его отсутствии и необходимости обращения в государственное архивное учреждение.
После подтверждения и оплаты заявителем госпошлины суд направляет копию судебного акта в департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Казахстан для проставления апостиля, о чем извещается заявитель.
Заявитель после получения уведомления об отправке документа в Департамент направляет заявление о проставлении апостиля и оплачивает госпошлину в размере 50 % от МРП.
Примечательно, что при оплате заявителем госпошлины за повторную выдачу копии судебного акта и проставление апостиля информационной системой судебных органов в автоматическом режиме формируется платежный документ. Помимо этого пользователь сервиса «Судебный кабинет» имеет возможность оплатить госпошлину в режиме онлайн.
При поступлении копии судебного акта ответственное лицо департамента апостилирует его путем подписания и проставления печати. Результат оказания госуслуги - апостилированный документ выдается нарочно либо посредством почтовой связи направляется заявителю.
На всех этапах процесса от подачи заявления в суд о повторной выдаче копии судебного акта до поступления апостилируемого документа в департамент посредством информационной системы судебных органов «Төрелік» со стороны ответственного лица департамента осуществляется мониторинг на предмет своевременного и надлежащего предоставления госуслуги.
Оптимизация процесса предоставления госуслуги, прежде всего, направлена на повышение доступности оказываемой услуги. Так, для получения копии судебного акта и его апостилирования гражданам нет необходимости приезжать в суды для подачи заявлений на бумажном носителе. Имея электронную цифровую подпись и зарегистрировавшись на сервисе «Судебный кабинет», лицо, находясь в любой точке земного шара, может направить заявление о проставлении апостиля.
Заявитель посредством уведомлений, поступающих в личный кабинет, оповещается обо всех стадиях рассмотрения заявления с момента регистрации и до выдачи готового результата.
Еще один функционал помогает сервису «Судебный кабинет» набрать обороты, речь идет о внедрении Call-центра Верховного суда, куда с начала года поступило около 35 тыс. обращений.
«За пять месяцев текущего года в Call-центр поступило около 35 тысяч обращений физических и юридических лиц, что почти в два раза больше показателей прошлого года. Причем чаще всего граждане жалуются на работу и высказывают конкретные предложения по усовершенствованию сервиса «Судебный кабинет». Популярность сервиса с каждым днем набирает обороты. Реальные пользователи «Судебного кабинета» обратились с вопросами о регистрации обращений в системе, загрузки приложений, подключения к серверу, отправки электронных документов и др»,- говорится в сообщении.
Граждане задают вопросы по рассмотрению судами дел справочного характера, об оплате госпошлины, апостилировании судебных документов. Интересуются вопросами личного приема граждан и работой интернет-ресурсов судов.
С апреля по май текущего года поступило 23 жалобы на сотрудников судебных органов касательно несвоевременного предоставления процессуальных документов, отказа в принятии нарочных исковых заявлений и выдаче копии аудио-, видеозаписи судебного заседания.
«По всем фактам, отраженным в жалобах, дежурными сотрудниками департамента проведены соответствующие проверки, по результатам которых заявителям даны разъяснения. Сотрудникам канцелярий судов, действия которых послужили основанием для жалобы, указано на необходимость соблюдения в работе установленного процессуального порядка и недопущения впредь подобных нарушений»,- указывается в сообщении.
Анализ обращений свидетельствует о наибольшей активности жителей Астаны и Алматы, на их долю приходится половина всех поступающих в Call-центр звонков. Менее активны жители Кызылординского и Мангистауского регионов. Наряду с казахстанцами в Call-центр обращаются и граждане стран ближнего и дальнего зарубежья.
Напомним, контакт-центр Верховного суда функционирует с 2014 года и позволяет любому абоненту телефонной связи обратиться с вопросами касательно деятельности судебных органов республики по единому бесплатному прямому номеру - 1401.

Посредством прямого контакта с населением Call-центр нацелен на выявление и оперативное решение проблемных вопросов судебных органов. Для своевременного реагирования на поступающие обращения, предложения и жалобы организовано ежедневное дежурство в Call-центре ответственных сотрудников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде. Представляемая дежурными информация формируется в статистический отчет, по данным которого проводятся проверки в судебных органах. Таким образом, выявляются причины и обстоятельства нарушений процессуального и иного законодательства, устанавливаются лица, их допустившие. Итоговая информация аккумулируется у руководства департамента и Верховного суда.
Информация о деятельности Cаll-центра доступна на интернет-ресурсе Верховного суда «sud.gov.kz».

Упрощает доступ граждан к правосудию также электронный документооборот. О преимуществах электронного документооборота шла речь за круглым столом в специализированном административном суде города Тараза.
Участники заседания обсудили тему «Применение сервиса «Судебный кабинет».
«Обеспечение полного верховенства закона является конечной и главной целью всех реформ судебной системы, - рассказал ведущий специалист учреждения Алибек Байбулов. - В программном документе, предложенном Главой государства Нурсултаном Назарбаевым «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», большой раздел посвящен судебной реформе, а также взаимодействию судебных и правоохранительных органов для повышения качества рассматриваемых материалов, упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. В этом направлении в Жамбылской области проводится определенная работа».
А. Байбулов напомнил участникам заседания о том, что через сервис «Судебный кабинет» можно отправлять в суд материалы в электронном виде, и наглядно продемонстрировал алгоритм действий.
«Это предусматривает вкладка «Отправка административного дела». Допустим, представителям городской и транспортной прокуратуры было бы очень удобно организовать таким образом работу по подаче протестов на постановления об административных правонарушениях, ведь при этом не требуется бумажный аналог отправлять по почте или через курьера», - пояснил он.
«Реформирование казахстанской судебной системы в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» не только оптимизирует инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию, но и внедряет лучшие международные стандарты правосудия», - резюмировал А. Байбулов.
Онлай-процессы, основанные на интеграции видеоконференцсвязи с аудио- и видеофиксацией, предусмотрены 20-м шагом Плана нации и стали одним из наглядных новшеств казахстанского правосудия. Это также приближает Казахстан в этом вопросе к международной практике. К примеру, в материале Казинформа от 24.04.16 сообщается в одном из первых в стране онлайн-процессов, который прошел в суде Уральска.
В ходе этого процесса было вынесено решение об установлении административного надзора над 34-летним Дамиром Ахметовым, который отбывает последние дни в колонии общего режима в Уральске, но имеет репутацию злостного нарушителя порядка. Поэтому руководство пенитенциарного учреждения ходатайствовало установить надзор за Ахметовым после освобождения. Подсудимый во время судебного процесса колонию не покидал. По словам специалистов, такая практика в отправлении правосудия значительно экономит и время, и ресурсы. К слову, сегодня техникой аудио- и видеофиксации оснащено 78% казахстанских судов.
«Мы интегрировали видеоконференцсвязь с аудио- и видеофиксацией. Получается, что человека, что находился в местах лишения свободы, не надо было этапировать, но можно было использовать новые технологии. Вы видели, что параллельно участвуют еще Актюбинская область и ВКО. В случае необходимости в уголовных делах, возможно, будут пострадавшие, свидетели», - пояснил руководитель департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Ильяс Испанов.
Еще один онлайн-процесс прошел в Павлодаре.
«В отличие от традиционного судебного процесса, настоящий состоялся без выезда судьи в учреждение. Другими словами, судебный процесс прошел с использованием современных электронных технологий. Специалисты незамедлительно положительно оценили результаты подобного новшества, акцентируя внимание на том, что с помощью видеоконференцсвязи, во-первых, экономится драгоценное время, а также затраты на конвоирование осужденного. Важным аспектом является то, что рассмотрение судебных дел с помощью видеосвязи исключает элементы проявления коррупционных правонарушений», - отметил представитель областного департамента УИС Борис Гаврилюк.
По его словам, на данном судебном процессе суд удовлетворил ходатайство двух осужденных касательно смягчения им вида наказания, учитывая положительные характеристики, представленные администрацией колонии. Оставшуюся часть срока наказания осужденные будут отбывать условно - без изоляции от общества, под пробационным контролем УИС.
Достижением в деле внедрения судебных реформ является и создание в Казахстане Палаты частных судебных экспертов. Об этом, выступая 24 июня на круглом столе «Развитие института частной судебной экспертизы», заявила депутат Мажилиса Парламента РК Светлана Бычкова.
По ее словам, создание палаты предусмотрено нормами нового законопроекта «О судебно-экспертной деятельности в РК». Как отмечается, полномочия палаты будут направлены на представление и защиту прав и законных интересов своих членов в государственных органах, негосударственных организациях. Кроме того, палата будет оказывать помощь и содействие в развитии судебно-экспертной деятельности, обеспечивать соблюдение своими членами требований законодательства этой отрасли при совершении производства.
Отметим, что круглый стол стал диалоговой площадкой по обмену в области развития и стимулирования института частных экспертов. Мероприятие организовано Министерством юстиции РК совместно с комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК, правовым советом партии «Нур Отан» при поддержке проекта Европейского союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане».
Важном шагом по внедрению международных стандартов в развитие института частной судебной экспертизы следует считать переход в ведение Министерства юстиции Судебно-психиатрической экспертизы в Казахстане.
«С переходом судебно-психиатрической экспертизы завершается процесс объединения всех экспертных учреждений в рамках Министерства юстиции. Поскольку идет объединение, мы разработали концепцию развития судебно-экспертной деятельности в нашей стране», - отметил директор Центра судебной экспертизы при министерстве Исидор Борчашвили, выступая 24 июня 2016 г. на круглом столе «Развитие института частной судебной экспертизы» в столице.
По его словам, в рамках реализации этой концепции разработан новый проект Закона «О судебно-экспертной деятельности». И в этом законопроекте особое внимание мы уделяем развитию частной судебно-экспертной деятельности.
Как отметил Исидор Борчашвили, институт частных экспертов призван создать альтернативу государственному и обеспечить состязательную среду в судебно-экспертной практике.
Мероприятие организовано Министерством юстиции РК совместно с комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК, правовым советом партии «Нур Отан» при поддержке проекта Европейского союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане».
Для выполнения задач, поставленных Главой государства для дальнейшей модернизации судебной системы, принята Концепция взаимодействия судов Республики Казахстан со средствами массовой информации.
«Как вам известно, в апреле 2016 года распоряжением председателя Верховного суда принята Концепция взаимодействия судов Республики Казахстан со средствами массовой информации. Данная Концепция полностью раскрывает методику общения средств массовой информации с судами. Также эта Концепция принята для выполнения задач, поставленных Главой государства для дальнейшей модернизации судебной системы, для проведения целенаправленной работы по повышению открытости судебной системы. От нашего с вами взаимодействия зависит очень многое, как вы будете освещать нашу деятельность - зависит имидж нашей работы, а также будет создаваться впечатление у граждан о работе наших судов», - прокомментировала судья специализированного межрайонного суда города Астаны Нелли Ситникова.
В реформировании судебной системы Казахстана большую роль играет обмен опытом с зарубежными коллегами. Так, в Астане в июне 2016 года председатели Верховных судов Казахстана и Кореи обсудили перспективы сотрудничества.
Делегация Республики Корея по главе с председателем Верховного суда Янг Сынг-тэ посетила Верховный суд Казахстана. В составе делегации - председатель Высшего суда г.Сеул Сим Санг-чоль, председатель Бюро по обеспечению деятельности судов аппарата Верховного суда Хонг Сынг-мён, руководитель секретариата председателя Верховного суда Соль Бом-сик, директор департамента судебного администрирования аппарата Верховного суда Пак Ван-сик и др.
В ходе встречи председатели высших судебных органов Казахстана и Кореи обменялись приветствиями и актуальной информацией о развитии судебных систем двух стран, сообщили в пресс-службе ВС РК.
К.Мами проинформировал о реформировании судебной системы в рамках Плана нации «100 конкретных шагов». Особое внимание было уделено вопросам перехода к трехуровневой системе правосудия, повышения требований к кандидатам в судьи, расширения полномочий следственного судьи, сокращения участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Также было отмечено, что в Верховном суде созданы специализированная коллегия по инвестиционным спорам, академия правосудия и международный совет.
Янг Сынг-тэ, в свою очередь, рассказал о судоустройстве Кореи и применении информационных технологий в судопроизводстве. Гостей заинтересовал ряд практических вопросов создания в Верховном суде специализированного судопроизводства по инвестиционным спорам и суда при финансовом центре Астаны.
Встреча прошла в дружеской атмосфере, состоялся обмен мнениями по деятельности судебных систем двух стран и перспективах дальнейшего сотрудничества.
Для делегации была организована экскурсия по зданию Верховного суда страны с демонстрацией залов судебных заседаний и инфраструктурных особенностей.
Корейская делегация пробыла в Казахстане до 26 июня т.г. В рамках визита прошли встречи с председателем Конституционного Совета, председателями судов Астаны и Акмолинского областного суда, а также ряд других мероприятий.
Следует отметить, что и делегация Верховного суда Казахстана совершила ознакомительную поездку в Корею. В период с 27 по 30 июня 2016 года сотрудники департамента Верховного суда, ознакомились с опытом Кореи по внедрению в судопроизводство передовых информационных технологий, изучили инфраструктуру судов, а также особенности организации судебного администрирования.
Опыт Казахстана в сфере правосудия интересен также и Китаю. Доказательство тому - переговоры председателя Верховного суда РК Кайрата Мами с председателем Верховного народного суда КНР Чжоу Цяном (Zhou Qiang), состоявшиеся в Китае. Предварительно К.Мами ознакомился со средним и малым залами, а также центром управления информацией Верховного народного суда КНР.
«Китай и Казахстан - дружественные соседи и всеобъемлющие стратегические партнеры. С момента установления дипломатических отношений в 1992 году между нашими странами поддерживаются тесные контакты на высшем и высоком уровнях, практическое сотрудничество во всех областях расширяется и углубляется. Между нашими руководителями осуществляется регулярный обмен визитами, в ходе которых они достигли ряда важных договоренностей по дальнейшему расширению сотрудничества, а также совместному строительству «Одного пояса, одного пути», - сказал Чжоу Цян.
Он подчеркнул, что тесные контакты и хорошее взаимодействие поддерживаются и между Верховными судами РК и КНР.
«В 2006 году вы посетили Китай и приняли участие в г.Шанхай в первой встрече председателей верховных судов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В 2014 году по вашему приглашению я посетил Астану и принял участие в 9-ой встрече председателей верховных судов государств-членов ШОС и совершил визит в Казахстан. Вы прекрасно организовали наш прием, и мы успешно провели работу. Тот визит произвел на меня незабываемое впечатление. Хотел бы подчеркнуть, что тесные контакты установлены между нашими судами, а лично нами - дружеские отношения», - сказал Чжоу Цян.
Он рассказал о проводимой в Китае реформе судебной системы: выделение судей из рядов госслужащих в отдельную категорию, улучшение их социального обеспечения, повышение требований к ним, проведение выездных заседаний Верховного народного суда, создание в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу судов по рассмотрению дел в сфере интеллектуальной собственности и др.
«Кроме того, мы всемерно продвигаем информатизацию работы судебных органов. Я знаю, что наши казахстанские коллеги имеют очень хороший передовой опыт в этой области. Мы готовы учиться у вас», - подчеркнул председатель Верховного народного суда (ВНС) КНР.
По его словам, ВНС может мониторить рассмотрение дел всеми 3512 судами страны в режиме реального времени, а также видеть статистику, которая обновляется автоматически через каждые пять минут, и проводить соответствующий анализ.
«В 2014 году мы открыли веб-сайт, где размещаем все судебные решения и приговоры. К настоящему времени мы суммарно опубликовали 16 млн. единиц дел (...) Этот сайт удобен и для работы самих судей (...) Сейчас мы требуем, чтобы судья нес пожизненную ответственность за все рассмотренные дела», - отметил он.
Чжоу Цян предложил активизировать контакты между судами двух стран, Академией правосудия при Верховном суде РК и Государственной академией судей КНР, укреплять взаимодействие судебных органов в рамках ШОС, сотрудничество в области взаимного признания и исполнения судебных решений, изучения типичных судебных ситуаций и случаев, а также взаимодействия в сфере информатизации деятельности судебных органов.
Со своей стороны, К.Мами отметил, что благодаря дальновидности лидеров двух государств, в последние годы отношения между РК и КНР, в том числе судебных органов, вышли на качественно новый уровень развития.
«В ходе этого визита мы наблюдаем заметный прогресс проводимой в последние три года в КНР судебной реформы. Многие нововведения в судебной системе Вашей страны сочетаются с принимаемыми нами мерами. Мы также модернизируем нашу судебную систему в рамках выдвинутых Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым пяти институциональных реформ и Плана «100 конкретных шагов» по их реализации, наша работа направлена на придание деятельности судов большей открытости и повышения их эффективности во благо народа», - сказал он.
К.Мами детально рассказал о принятых в последнее время мерах по оптимизации судебной системы РК, повышении требований к профессиональным знаниям судей.
«Мы повышаем требования и к моральному облику судей. В этом году на съезде судей будем принимать новый Этический кодекс судей. Кстати, его проект проходит экспертизу Венецианской комиссии. Такая работа по очищению своих рядов проводится и в Китае. Я полностью согласен с Вами, что правосудие должно осуществляться не только грамотными судьями, но и людьми с высокими моральными качествами», - подчеркнул председатель Верховного суда РК.
К.Мами отметил, что Центр управления информацией Верховного народного суда КНР произвел на него большое впечатление.
«Вы далеко ушли вперед. Мы тоже работаем над развитием электронного правосудия. Сегодня в Казахстане более 50% гражданских исков подается электронным способом - через Интернет. Это снижает нагрузку на судейский аппарат и повышает прозрачность работы судов. Через веб-сайт Верховного суда доступны сведения не только о ходе рассмотрения дел - граждане могут получить электронные копии судебных актов, подавать иски, жалобы и другие обращения. Это повышает доверие общественности к нашей работе», - подчеркнул он.
По его словам, опыт электронного правосудия Казахстана вызывает интерес у судей Германии, Беларуси и России.
«Мы готовы к обмену опытом и технологиям в этой области. Я еще раз подчеркиваю, нам есть чему учиться именно у вас», - добавил К.Мами.
Он сообщил своему китайскому коллеге, что для создания максимально комфортного инвестиционного климата в стране при Верховном суде РК создана специализированная судебная коллегия, которая будет рассматривать инвестиционные споры.
«В Астане также создается Международный финансовый центр Астана (МФЦА). При нем будет создан суд, в котором смогут работать и иностранные судьи. При рассмотрении споров, наряду с национальным законодательством, станет возможным применение общего прецедентного права», - сказал он.
К.Мами полностью поддержал предложение углублять сотрудничество между Академией правосудия при Верховном суде РК и Государственной академией судей КНР, обмен опытом, а также усилить взаимодействие в сфере информатизации деятельности судебных органов, в области взаимного признания и исполнения судебных решений, изучения типичных судебных ситуаций и случаев.
Кроме того, он предложил подготовить и подписать новый, расширенный меморандум между верховными судами РК и КНР.
Напомним, что это первый в истории официальный визит председателя Верховного суда РК в КНР. В состав казахстанской делегации вошли судья Верховного суда Мадияр Балкен, председатель Акмолинского областного суда Нургазы Абдиканов, председатель Западно-Казахстанского областного суда Бек Аметов, заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Асия Касенова и главный консультант отдела международных связей и протокола Нурыш Тасбулатов.
Результатом визита председателя Верховного суда РК Кайрата Мами в КНР также стало достигнутое соглашение о взаимодействии Академии правосудия РК и Государственной академии судей КНР.
До настоящего времени главным содержанием сотрудничества между Верховными судами Казахстана и Китая являлось взаимодействие специализированных учебных заведений двух стран. Об этом сообщил находившийся в Пекине с официальным визитом председатель Верховного суда РК Кайрат Мами.
«Между Верховным судом Республики Казахстан и Верховным народным судом Китайской Народной Республики в 2010 году был подписан меморандум о сотрудничестве. Самым главным пунктом этого документа является взаимодействие между Институтом правосудия Казахстана и Государственной академией судей КНР. На предстоящей встрече с моим коллегой, председателем Верховного народного суда КНР Чжоу Цяном, мы обсудим вопрос дополнения и расширения нашего меморандума о сотрудничестве», - сказал он на переговорах с ректором Государственной академии судей КНР Хуан Юнвэем (Huang Yongwei).
К.Мами сообщил, что в Казахстане в настоящее время проводится модернизация судебной системы. Институт переподготовки и повышения квалификации судей до января 2016 года находился в составе Академии государственного управления при Президенте РК.
«С 1 января 2016 года этот Институт преобразован в Академию правосудия, которая с 1 июля этого года будет полностью функционировать при Верховном суде Республики Казахстан. Данная поездка ознакомительная, руководство новой академии будет тесно сотрудничать с Вами и перенимать опыт, в будущем они целенаправленно посетят Вашу академию», - подчеркнул он.
Хуан Юнвэй рассказал о деятельности возглавляемого им учебного заведения. «Напомню, что в сентябре 2012 года несколько судей из Казахстана прошли обучение у нас. Наряду с Пекином, они посетили и г.Шанхай. У них остались хорошие впечатления. Мне приятно, что Вы приехали к нам в гости. Между нашими странами установлены дружественные отношения. Я надеюсь, что в будущем у меня будет возможность посетить Казахстан», - сказал он.
Ректор провел экскурсию по территории академии, зданиям библиотеки, общежития и столовой. Встреча завершилась совместной посадкой дерева на «Аллее гостей» академии.
Напомним, что это первый в истории официальный визит председателя Верховного суда РК в КНР. Он продлится до 12 апреля. В состав казахстанской делегации вошли судья Верховного суда Мадияр Балкен, председатель Акмолинского областного суда Нургазы Абдиканов, председатель Западно-Казахстанского областного суда Бек Аметов, заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Асия Касенова и главный консультант отдела международных связей и протокола Нурыш Тасбулатов.

Резюме: в первой половине 2016 года сделаны конкретные шаги по реализации второй из пяти институциональных реформ - судебной: получает широкое развитие институт частных судебных исполнителей, альтернативные органы по разрешению споров, институт медиации, институт присяжных заседателей, институт следственных судей. Делаются дальнейшие шаги по развитию службы пробации в стране, более широкому использованию альтернативных мер наказания. Активно внедряется электронный документооборот, эксперты оценили преимущества сервиса «Судебный кабинет» Верховного суда РК. В стране прошли первые судебные процессы в режиме онлайн. Растет взаимодействие Верховного суда РК с зарубежными коллегами в целях обмена опыта, в частности из Южной Кореи и Китая.
Все вышеперечисленные шаги направлены на модернизацию и гуманизацию судебной системы, а значит, помогут продвижению нашей страны в число 30 развитых государств мира.

Сейчас читают
telegram