Общественный контроль за соблюдением прав потребителей усиливают в Казахстане
«Ряд проблем будет решен в рамках реализации вступивших в июле текущего года в силу поправок в Закон «О защите прав потребителей». При разработке закона нами был изучен передовой международный опыт. За концептуальную основу взята смешанная модель, эффективно используемая странами ОЭСР», - сказал Бахыт Султанов.
Как отметил министр, в Германии, Австрии, Японии и Литве государство осуществляет «умное» администрирование, а восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного урегулирования.
В России, Германии и Литве функционируют Межведомственные советы, на площадке которых обсуждаются проблемные вопросы в сфере защиты прав потребителей.
«Введена трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Первый этап предусматривает обязательство продавца самостоятельно рассмотреть претензию потребителя по принципу «здесь и сейчас». Также у сторон появилась опция привлечь по обоюдному согласию субъектов досудебного урегулирования потребительских споров», - пояснил Бахыт Султанов.
Прохождение потребителем второго этапа не является обязательным требованием, решение о необходимости направления жалобы уполномоченному органу принимает сам потребитель.
Заключительным этапом является обращение потребителя в суд.
«Наша общая задача – это создать такие условия, когда продавец и услугодатель будут заинтересованы не допускать спорных ситуаций, и в случае их возникновения решать ситуацию на первом этапе. Судебная система также должна быть заинтересована в ускоренном разрешении споров с про потребительским взглядом на проблемы. Законом усиливается общественный контроль за соблюдением потребительских прав граждан», - резюмировал Бахыт Султанов.
Напомним, в этом году казахстанские потребители через розничную сеть приобрели товаров на 6,8 триллионов тенге. Также стало известно, что степень неудовлетворенности казахстанских потребителей остается на стабильно высоком уровне.