Образование Таможенного союза не приведет к ограничению доступа к высококачественным товарам из третьих стран

В частности, циркулируют слухи и домыслы о том, что Таможенный союз создан в интересах России и Беларуси - чтобы предприятия этих стран могли сбывать в Казахстане свою продукцию, неконкурентоспособную на мировых рынках. Такое мнение основывается на том, что в Таможенном союзе повышены тарифы на товары, импортируемые из третьих стран и, таким образом, создается преимущество для товаров, производимых на территории Союза. Многие считают, что теперь, с принятием Единого таможенного тарифа для нас будет ограничен доступ к товарам из третьих стран, и придется покупать, в основном, товары из России и Беларуси.
Прежде всего, следует отметить, что и до вступления в силу Таможенного союза около 32,6 процента казахстанского импорта приходилось на Россию и Беларусь. На страны дальнего зарубежья в 2009 году приходилась около 57,5 процента всего импорта - 16,3 миллиарда долларов США. Из этого объема около 70 процентов ввозилось из Европейского союза - 7,8 миллиарда долларов, и Китая - 3,6 миллиарда долларов.
Кроме того, по ряду товаров Казахстаном предполагается поэтапное присоединение к ставкам Единого таможенного тарифа. В частности, по лекарственным средствам переходный период составит 5 лет. Таким образом, импорт лекарственных средств из стран дальнего зарубежья, в том числе, из стран Европейского Союза, не подорожает из-за изменения ставок пошлин. Ввоз летательных аппаратов и товаров, необходимых для реализации индустриальных проектов, планируется осуществлять в рамках режима «целевого импорта», который планируется использовать в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об инвестициях», куда вносятся соответствующие изменения, позволяющие осуществлять ввоз таких товаров без уплаты импортных таможенных пошлин.
В целом, использование нулевых переходных тарифов, а также механизма инвестиционных преференций, позволит казахстанской промышленности получать по импорту из третьих стран льготный режим беспошлинного ввоза. Это касается не только оборудования, но и комплектующих к нему и сырья, необходимого для производства на нем. Таким образом, защищая свой рынок от импорта, государства Таможенного союза, в первую очередь, Казахстан, одновременно обеспечивают создание условий для развития собственной промышленности, что, в перспективе, позволит заменить импорт отечественными товарами.
Еще один аргумент противников Таможенного союза основан на том, что теперь автомобили из дальнего зарубежья, при ввозе на территорию Союза, будут облагаться более высокими пошлинами. Причем, в отношении подержанных автомобилей эти пошлины, действительно, носят характер запретительных, делая их ввоз неперспективным - такие машины могут подорожать в разы. Эта мера вполне оправданна, поскольку старые автомашины сильно загрязняют атмосферу. В России же, как утверждают некоторые, отсутствует нормальная автомобильная промышленность, выпускаются только старые советские автомобили. Но данное мнение ошибочно.
На сегодняшний день российский рынок производства иностранных брендов легковых автомобилей представлен такими автомобилями, как «Toyota Camry», «Nissan Teana», «Ford Focu», «Mondeo», «Hyundai Accent», «Hyundai Sonata», «Hyundai Santa Fe», «Volkswagen Passat», «Skoda Octavia», «Fabia», «Jetta», «Tiguan», «BMW», «Kia», «Renault Logan», «SsangYong»: «Rexton», «Kyron», «Action», «Fiat», «Albea», «Doblo Panorama», «Opel». При этом на долю иностранных брендов в 2009 году пришлось 46,9 процента всех произведенных в России легковых автомобилей, или 279,9 тысяч штук. В этом году производство таких автомобилей в России еще более увеличилось.