О конкуренции с «Астана Опера» рассказал директор ГАТОБ имени Абая
С открытием театра оперы и балета «Астана Опера», а позже театра балета «Астана Балет» алматинский ГАТОБ имени Абая пережил серьезную утечку кадров - ведущие солисты и музыканты переехали из Алматы в Астану. О том, как сейчас обстоят дела в Алматы, рассказал директор Аскар Бурибаев.
«Да, кто-то от нас ушел в «Астана Опера», кто-то в «Астана Балет», но я не могу сказать, что мы пострадали. К нам пришли новые интересные артисты. Вы, наверное, заметили, что у нас есть новое поколение. Это замечательно, когда в стране есть как можно больше серьезных больших театров, которые пропагандируют наше искусство»,- сказал Аскар Бурибаев.
Столичные театры были в Алматы на гастролях в этом сезоне, показали высочайший уровень, международный класс, блестящие коллективы. И ГАТОБ, по словам директора, очень тесно сотрудничает с этими театрами, последние спектакли этого сезона пройдут с участием приглашенных солистов. На «Жизель» приглашены Мадина Баспаева, на «Лебединое озеро» - Айгерим Бекетаева из столичных театров. В «Турандот» в Алматы выступит Ахмет Агади - воспитанник ГАТОБ, ныне солист Мариинского театра (Санкт-Петербург, Россия), главный дирижером будет художественный руководитель оперного театра «Карло Феличе» в Генуе Джузеппе Аквавива, который активно сотрудничает с «Астана Опера».
«Мы в этом году посвятили много спектаклей нашим ветеранам. Например, ветеран Кенес Бактаев пел в «Кыз жибек» Шеге с дочерью Жаннат Бактай, исполнявшей Кыз Жибек. Мусабаев пел в концерте, посвященном своему дяде, выдающемуся баритону, Мурату Мусабаеву. Посвящаем Рамазану Бапову, Сауле Курмангалиевой. То есть, важны традиции и преемственность. Все равно, я считаю, наш театр для всех является ориентиром, мы старше, все рождалось здесь, и мы хотим сохранить то, что театр Абая может дать всем, в том числе и Астане. Наши артисты работают в Казани, Западной Европе, очень успешно, это очень хорошо. Театр - это всегда несколько поколений, все поют, все танцуют, у каждого есть своя ниша, партия, возможность показать себя, и мы сохраняем баланс взаимоотношений, очень сложных порой. Но, я думаю, что это все идет в рамках творческого процесса. Конкуренция важна, в ней рождаются сильные личности, артисты, которые потом восхищают наших слушателей и зрителей. Мы хоти быть законодателями стиля»,- отметил Аскар Бурибаев.
«У нас в театре много баритонов и лирических сопрано. Редкий голос - драматический тенор, драматическое сопрано, колоратурное сопрано и меццо. Мы приглашаем всех, берем достаточно «сырой» материал, работаем с ними и постепенно доводим до главных партий. Надия Наденова поет драматические партии сопрано. Может быть немного рановато, но мы готовим ее как драматическое сопрано. Сопрано Венера Алпысбаева - это Ажар («Абай» Жубанов-Хамиди), Микаэла («Кармен» Бизе), Лейла («Искатели жемчуга»). У нас есть Зарина Алтынбаева, сильно выросли Дамир Садуакасов, Эмиль Сакавов. Тот, кто работает над собой, учит партии быстро, тот многого добивается»,- сказал Аскар Бурибаев.
Есть и другая причина утечки кадров. Например, в прошлом году в ГАТОБ имени Абая 7 основных балерин ушли в декрет, в том числе прима Асель Аскар. Ситуация была сложной. Сейчас они постепенно возвращаются, но не все.
«Тут выручает балетная труппа «Астана Опера», или мы берем молодых балерин, и они у нас растут. Кто-то приходит из училища, обычно они ждут главных партий 3-5 лет. Мы берем самых перспективных и сразу ставим их на главную партию. Например, Малика Ельчибаева. Мы ей однажды сказали: «Завтра ты - Одетта», она в шоке. Но за год окрепла. Это будет очень большая артистка, которая станет украшением нашей сцены и не только»,- считает Аскар Бурибаев.
Сейчас ГАТОБ старается работать над качеством постановок, стилем в исполнении, будут приглашены новые постановщики. По словам директора, в этом году в нужном стиле, как это принято в мире, была подготовлена опера Россини «Севильский цирюльник». В ближайшем будущем в театре будут работать над стилем Моцарта и барокко, поскольку именно от грамотного подхода к исполнению каждой оперы или балета зависит, как будут относиться к театру в зарубежных странах.