Новый инструмент для нас стал революционным — художники о цифровом искусстве

Цифровое искусство
Фото: Солтан Жексенбеков/Kazinform

Стилус и планшет — вот базовые инструменты современного художника. Сегодня цифровые работы медленно, но верно заменяют картины красками. О том, сколько возможностей открывает цифровое искусство и имеет ли оно ценность, корреспонденту агентства Kazinform рассказали казахстанские художники разных поколений.

Гайни Мухамедали — начинающий художник, ей 16 лет. В этом году окончила школу Казахского национального университета искусств. В 2023 году Гайни стала финалисткой XIV Национальных Дельфийских игр в Астане. Девушка отмечает, что ее творчество вдохновило организаторов конкурса ввести новую номинацию «цифровая живопись». Несмотря на свой возраст, она также участвовала в перфомансе «The Nomad’s Fire» в Государственной академической филармонии имени Еркегали Рахмадиева.

Казашка
Фото: из личного архива Гайни Мухаммедали

— Академический рисунок в моей жизни 4-й год, но рисую я с тех пор, как научилась держать карандаш. Несколько лет назад старший брат подарил мне планшет, и я открыла для себя новую технику. Рисование на планшете привлекает меня своей универсальностью, возможностью экспериментировать с различными техниками и стилями. Если в жизни акрил быстро засыхает, кисточки в масле, акварель растекается, то тут же абсолютно все под моим контролем. Рисую я с нуля, чаще всего без изначального изображения, — рассказала Гайни.

Перфоманс
Фото: из личного архива Гайни Мухаммедали

Художница и преподаватель Шекер Шакир, чей опыт включает и художественные и прикладные техники искусства, освоила 3D-рисунок в поисках новых подходов в творчестве.

— Мое первое соприкосновение с цифровым искусством произошло во время учебы в колледже. Выиграв планшет в конкурсе, я вместе с друзьями — уличными музыкантами — проводила перфомансы на улице. Людей становилось больше, когда аудиальное дополнялось визуальным. В те годы электронных ручек для рисования еще не было, и чтобы рисовать зимой, я срезала на перчатках кончики пальцев. Рисуя пальцами, сложно добиться детализации, поэтому я предпочла технику наслоения из общих форм. Иногда дефицит одного может привести к раскрытию потенциала в применении других вещей, — вспоминает Шекер.

Шекер Шакир
Фото: из личного архива Шекер Шакир

Она считает, что диджитал-инструменты упрощают многие этапы в работе художника.

— Надо отдать должное, плюсы в диджитал-искусстве — это скорость, удобство в хранении и транспортировке. Одним словом, мобильность в разных своих проявлениях, начиная от пересборки композиции, манипуляции с цветами до неожиданных техник и их трактовок.

Работа Шекер Шакир
Фото: из личного архива Шекер Шакир

— Я избегала иллюстративности в своих творческих работах, так как казалось, это может придать изображению прикладной характер и сузит количество ракурсов на прочтение. Но не сказать, что это совсем меня не увлекает. У меня были коммерческие заказы на разработку персонажей для криптоигр, создание открыток, дизайн сумок. Постепенно внутреннее отторжение начало меня покидать. К примеру, на выставке «Навстречу ветру» в алматинской галерее я представила весьма реалистичный диптих выдуманных «қапсырма», то есть двусторонних застежек для женской одежды, напечатанных на ПВХ. Я работала в международной школе Астаны, когда пришло предложение выставиться. Будь это не цифровой, а другой формат, у меня бы не хватило времени на реализацию. А так, я просто скинула им ссылку. Диджитал-рисунок более доступный по реализации, ценовому сегменту, и предоставляет низкий порог входа для начинающих коллекционеров, не уступая при этом в своей ценности другим видам материалов, — добавила Шекер.

Шекер Шакир родилась в семье художников. Родители оказали влияние на ее творчество, теперь идеи, взращенные отцом и матерью, развиваются в мире цифрового искусства, подкрепляя уже сделанные выводы и открывая новые смыслы.

— В детстве с отцом мы часто играли в игру, где один продолжал линию другого. Возможности диджитал-рисунка позволили вести линию до ее начала и, замыкая цикличность, заполнять ее содержание — это своего рода конвертация под новые реалии техники текстильной традиции изготовления ковров «сырмақ». Этот метод характеризуется вырезанием узора двумя слоями и последующей инкрустацией одного в другое. Поражает сам факт того, что при вырезании, да и в самом ковроткачестве, мастер держал предполагаемый узор симметричным и заведомо знал сочетания узоров. Вектор направления движения уже держит конечную форму окончательного. Любовь к традиционным материалам прививалась от матери, — отметила Шекер Шакир.

По ее словам, попробовав себя в цифровом искусстве, уже не остановиться от соблазна тестировать его различные грани, будь это видеоарт, манипуляции со звуком и пространственные возможности.

— К примеру, на международной конференции я участвовала с докладом о возможностях иммерсивных пространств в современном образовании. Мы представили онлайн-выставку учеников, которую можно посетить в VR-очках или с телефона. Школьники сами выстраивали экспозицию галереи и создавали собственные автопортреты в аватарах. Благодаря такому пространству родители могут делиться ссылками с родственниками и обмениваться мнениями с другими родителями. При желании можно и покупать работы. В таких форматах можно проводить уроки, если из-за холода отменили занятия, — отметила Шекер.

Виртуальная выставка Шекер Шакир
Фото: из личного архива Шекер Шакир

Жители и гости Астаны видели в городе хотя бы один постер к 5-м Всемирным играм кочевников, которые пройдут в сентябре. Их автор — художник и директор маркетингового отдела дирекции игр Серик Буксиков. Его знакомство с новым инструментом началось в 2006 году.

Серик Буксиков
Фото: из личного архива Серика Буксикова

— В 2006-м, во время работы в международном маркетинговом агентстве, я визуализировал маркетинговые предложения, рисунки шли в презентации. Потом стали появляться картины и с такой частотой, что приходилось проводить выставки и перформансы почти каждый месяц. Планшет и стилус, простыми словами, электронная ручка, для меня стали революционными. На эскизы не уходит бумага. Цех очень дисперсный. Современные художники к новому виду отнеслись положительно, классики — тоже, — поделился Серик Буксиков.

Работа Серика Буксикова
Фото: из личного архива Серика Буксикова

— С момента создания Венеры Боттичелли мы видим ее в рекламе сантехники. Прошел цикл десакрализации образа. Восприятие менялось, меняется и будет меняться. Другой вопрос, с какой интенсивностью. Сидя в мастерской у одного художника, я увидел пакет с кругами с картин Демьена Херста. Мы отметили этот цикл. От полотен с разноцветными кругами в дорогих галереях до китайского пакета, куда мы сложили мусор. Образы формируются в голове, в недрах миллиардов нейронов и аксонов, а как реализуются в материальном мире уже не важно — углем по стене пещеры, на папирусе, холсте или на экране, — ответил  Серик Буксиков на вопрос корреспондента агентства Kazinform, что он думает о ценности продукта цифрового искусства.

Работа Серика Буксикова
Фото: из личного архива Серика Буксикова

Также в интервью корреспонденту агентства Kazinform художник рассказал о том, может ли из-за искусственного интеллекта и других новых технологий обесцениться традиционное изобразительное искусство. 

Сейчас читают