Необходимо принять комплексные меры по улучшению качества образования - Президент РК
В мероприятии участвовали педагоги со всех регионов Казахстана, преподаватели учебных заведений, родители, ученые, общественные деятели, представители государственных органов.
В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев отметил роль учителей в воспитании нового поколения.
«Задача педагогов и, конечно, родителей – воспитание достойных граждан нашей страны. Достойный гражданин – это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашего Отечества. Наши дети должны хорошо понимать, что без трудолюбия они в сложнейших условиях грядущей эпохи окажутся неконкурентоспособными», – сказал Президент.
По словам Глава государства, нужно придать новый мощный импульс развитию сферы образования и науки.
«Необходимо принять комплексные меры по улучшению качества образования. Это, прежде всего, вопросы компетентности преподавателей, качества учебников, современной инфраструктуры и материальных ресурсов. Необходимо эффективно работать в этих направлениях, оперативно выявлять проблемы и предлагать оптимальные пути их решения», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Президента возмутила бюрократичная и однобокая реализация идеи оценки уровня подготовленности учителей, а также привлечение преподавателей к различным непрофильным мероприятиям.
«Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования. Поручаю Правительству принять срочные, кардинальные меры по решению указанных проблем», – сказал Глава государства.
Касым-Жомарт Токаев также поручил принять меры по повышению качества дошкольного обучения и воспитания, а также определить дальнейшую стратегию развития среднего образования.
«В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка. Поручаю Правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года», – отметил Президент.
Глава государства считает необходимым проработать реализацию проекта «Жас маман», вопросы развития технического и профессионального образования, а также решить проблему трехсменных и малокомплектных школ.
Касым-Жомарт Токаев поручил министерству образования и науки пересмотреть процесс внедрения трехъязычного обучения. Этот вопрос требует досконального изучения с учетом готовности преподавателей и учебных программ.
«Преподавание естественных наук должно осуществляться на усмотрение учеников и родителей, в зависимости от кадровых возможностей образовательных центров. Поэтому преподавание английского языка будет уместным и эффективным, начиная со 2-3-го классов или с 5-го класса по желанию родителей», – выразил свою позицию Президент.
Глава государства назвал первоочередной задачей повышение уровня доходов педагогов.
«Заработная плата в отрасли остается одной из низких и составляет 65 % от средней заработной платы по экономике. Поручаю Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в 2 раза в течение четырех лет», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Кроме того, Президент потребовал устранить различия в уровне образования между детьми в городе и на селе, сделав едиными стандарты и программы образования, и предоставить всем детям независимо от места проживания или социального статуса их родителей равный доступ к качественному образованию.
Глава государства указал на необходимость обеспечения прозрачности финансирования науки, совершенствования работы национальных научных советов. По его мнению, нужно разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки.
В завершение конференции Касым-Жомарт Токаев наградил ряд учителей за заслуги в развитии отечественного образования и активную общественную деятельность.
В частности, орденом «Құрмет» награждены учитель школы-лицея № 8 для одаренных детей г. Павлодара Анатолий Билида, учитель средней школы № 13 Илийского района Алматинской области Гульнар Казербаева, медалью «Ерен еңбегі үшін» – учитель школы-лицея № 38 имени А. Молдагуловой г. Уральска Гулзихан Таскарина, учитель средней школы имени А. Югнаки г. Кентау Туркестанской области Данегуль Куатбек, медалью «Шапағат» учитель областной специализированной школы-интерната № 2 имени Н. Нурмакова г. Караганды Екатерина Нипрук.