Наследие великого учителя Ибрая Алтынсарина актуально и сегодня - заслуженный деятель культуры РК Г.Касымжанова

None
None
МАТЫ. 21 ноября. КАЗИНФОРМ /Сара Мустафина/ - В год 20-летия Независимости страны новое значение обретает деятельность и наследие великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина. В этом году ему исполнилось 170 лет, но его идеи актуальны и сегодня,

сказала корреспонденту Казинформа профессор университета «Туран», заслуженный деятель культуры РК Гульжихан Касымжанова. Она - правнучка И.Алтынсарина.

По ее словам, жизнь выдающегося казахского просветителя не устает поражать благородством и бескорыстным служением своему народу особенно сегодня в наш меркантильный век. Талантливый поэт и педагог, И.Алтынсарин смог в самые реакционные годы жесточайшей колонизации Казахского края организовать целую сеть народных школ по всей Тургайской области. Его подвижничество и глубокая убежденность в необходимости образования принесли плоды уже в начале ХХ века.

В открытых им школах свое первоначальное образование получили известные представители казахской интеллигенции. Это - Ахмет Байтурсынов, Ахмед Беремжанов, Мыржакып Дулатов, Назипа Кульжанова, Алдияр Абубакиров, Мухамеджан Сералин, Альжан Байгурин, Габдолгали Балгымбаев и многие другие.

И.Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Затобольском районе Кустанайской области. Рано потеряв отца, маленький Ибрай воспитывался у своего деда - известного бия и войскового старшины Оренбургской комиссии, управляющего Узунского рода кипчаков Балгожи Джанбурчина. Смышленый мальчик уже в детстве поражал окружающих своим поэтическим даром и острым умом.

Б.Джанбурчин, заметив исключительные особенности Ибрая, отправил его в Оренбург на учебу в открываемую Русским правительством школу. Ибрай, окончив школу с «отличием», через некоторое время, а именно в 1860 году получил назначение в Областное правление. Уже через четыре года, в 1864 году, он открыл свою первую школу в Тургае. Именно с этого момента и начнется неустанная педагогическая деятельность казахского просветителя. За это время он создал сеть не только начального образования в Казахстане, но и профессионального обучения. Первые ремесленные и сельскохозяйственные школы - это тоже результат его тонкой дипломатии и сложных переговоров с чиновниками царской службы и представителями султанских семей так называемой «белой кости», ревниво относящейся вообще к образованию простых казахов.

С именем Ибрая Алтынсарина связано и образование женщин в Казахстане. В пяти женских училищах, открытых им в 1876 году, обучалось 211 девушек. Решив, что надо расширить сеть народного образования, И.Алтынсарин составляет специальную записку министру Народного просвещения об открытии начальных школ в каждой волости с тем, чтобы заложить основу всеобщего образования в Казахстане. Мало того, И.Алтынсарин создает школы для самих учителей.

В 1876 году по приглашению министра просвещения Ибрай Алтынсарин совершает поездку в Петербург, которая оказала огромное впечатление на него. Он еще больше убеждается в том, что образование, просвещение - это единственный путь для развития родного народа.

Идея создания казахского учебника возникла у инспектора народного образования Тургайской области еще в бытность, когда он работал учителем в начальной школе. Но только в 1879 году Ибрай Алтынсарин сумеет осуществить свою мечту. Три года он работал над созданием первого учебника для казахских детей, куда вошли доступные для детского восприятия рассказы, расширяющие их познания мира. Книга была отпечатана в типографии русского интеллигента и издателя Евфимовского-Мировицкого. Это событие не осталось без внимания общественности. Казахская и русская пресса тех лет отметила превосходный литературный казахский язык, на котором была написана хрестоматия. Хотя книга предназначалась для школ, ее с удовольствием приняли и взрослые читатели, поскольку она в своих рассказах поднимала, прежде всего, насущные проблемы казахского народа. Поэтому «Киргизская хрестоматия» выходила еще несколько раз. С 1889 по 1906 годы она переиздавалась четыре раза, в том числе трижды на арабском алфавите под названием «Мактубат».

Замечательный публицист, человек огромной души Евфимовский-Мировицкий сделал много для популяризации «Киргизской хрестоматии». В своем печатном органе «Оренбургский листок» он так отметит выдающееся значение первого казахского букваря: «В заключение мы не можем скрыть удовольствия, что нашей типографии выпала честь напечатать эту первую киргизскую книгу, которой, быть может, суждено положить основание литературе народа, отличающегося дарованиями и появляющегося на поприще общечеловеческой жизни с неистощимым запасом поэтического творчества, и свежей еще девственной мысли».

За свою огромную педагогическую деятельность в Казахстане Ибрай Алтынсарин получит от правительства царской России вначале звание коллежского советника, затем - статского советника. Кроме того, на протяжении всей трудовой деятельности он получит ордена св. Станислава и св. Анны 3-й и 2-й степеней.

Выбрав нелегкую, порою неблагодарную стезю - просвещение своего народа, Великий учитель в одном письме напишет: «...Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим родичам, насколько хватит моих сил». Эти слова до конца дней станут жизненным кредо Ибрая Алтынсарина.

Говоря о жизни и деятельности великого просветителя, нельзя не упомянуть и его окружение. Рядом с ним постоянно находился народный акын Нуржан Наушабай. Ибрай, владея красивым голосом, сам неплохо играл на домбре и был прекрасным импровизатором. Его ученик Габдолгали Балгымбаев вспоминает, что они вместе с Н.Наушабаевым часто проводили вечера в словесных состязаниях на домбре, где слушатели становились свидетелями прекрасных поэтических импровизаций.

В его окружение входила вся элита казахского общества. Так, Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины - потомки хана Нуралы. Оба выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге. Именно А.Сейдалин поможет И.Алтынсарину открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправит свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Гульжаухар Сейдалина позднее выйдет замуж за будущего депутата Государственной Думы Ахмеда Беремжанова, а их сын Батырбек Беремжанов в советское время станет известным ученым.

Среди учеников Ибрая можно назвать и демократа, поэта и переводчика Асылкожу Курманбаева. Его острые статьи по социальным вопросам часто печатались в газете «Дала уалаятты газетiне». После смерти И.Алтынсарина Асылкожа Курманбаев переезжает в Семиречье, где становится директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г.Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

И.Алтынсарин скончался 17 июля 1889 году в возрасте 48 лет, оставив после себя огромное педагогическое наследие, а также целую сеть народных школ в Казахстане, открытых в середине XIX века. Перед смертью он завещал свое состояние на открытие в Костанае сельскохозяйственного училища. На его заповеди «Кель, балалар, окылык» выросли многие поколения казахстанских школьников.

Казахский поэт и ученый Серикбай Оспанов в своей книге «Алтынсариннің айналасындағы адамдар» приводит такой факт, что в своем письме от 1925 года Алихан Букейханов писал Ахмету Байтурсынову: «Было бы здорово, если бы ты сам написал про Ибрая Алтынсарина. Он же твой духовный Учитель. Поскольку его нет в живых, ты должен продолжить его дело». Этот наказ А.Байтурсынов с успехом осуществил в начале XX века, создав первый казахский букварь и первые учебники для казахских школ.

И.Алтынсарин - яркое явление культурной жизни казахов XIX века, о чем сегодня, к сожалению, мало вспоминают. Обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескоры­стной душой он навсегда останется в истории педагогической мысли Казахстана. Еще в советские годы память об И.Алтынсарине была увековечена в присвоении его имени одной из улиц Алматы - тогдашней столицы республики и учреждении почетной педагогической медали. Жизнь этого человека, дело его подвижнической деятельности осветит еще не одно поколение своими высокими помыслами, считает Г.Касымжанова.

На днях торжества, посвященные юбилею великого казахского просветителя, пройдут на его родине - в Костанайской области.

Сейчас читают