13:01, 05 Июнь 2009 | GMT +5
Наши дети должны расти с чувством гордости за свою страну - учитель истории из Тараза
ТАРАЗ. 5 июня. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - Историю Казахстана, историю Жамбылской области учащиеся таразской школы-гимназии № 7 имени Циолковского теперь могут изучать на наглядных, зримых и ощутимых примерах. Здесь открылся

школьный музей, экспозиция которого по насыщенности и уникальности может в чем-то соперничать и с Жамбылским областным краеведческим музеем.Как создавался музей, насколько актуально сегодня историческое просвещение, патриотическое воспитание подрастающего поколения, ? об этом корреспондент Казинформа беседует с руководителем музея, ветераном педагогического труда Любовью Приходченко.
- Любовь Алексеевна! Ваш музей, насколько мне известно, существует давно, периодически модернизируясь. Экспозиции музея постоянно обновляются. А с чего всё начиналось?- Да, это уже третья по счету экспозиция, которую мы открыли недавно, приурочив к 10-летию партии «Нур Отан». А начиналось всё еще в 1985 году, когда ребята принесли «зуб мамонта», как мы его называем, ? огромный зуб, найденный при археологических раскопках и принадлежавший какому-то ископаемому животному. И пошло по нарастающей? До сих пор нам несут экспонаты для музея.
В пополнении экспонатов музея принимала участие буквально вся школа: дети, родители, шефы. Большую роль сыграло проведение акции «Биография моей семьи ? строкою в биографии Родины». У нас действовали поисковые отряды, проводились слеты этих отрядов. Дети писали сочинения о своих семьях, обнаружились какие-то старинные вещи, предметы ушедшего быта ? прялки, граммофоны, патефоны, денежные купюры. Бабушки и дедушки достали старинные газеты, свои уже имеющие историческую ценность аттестаты, медали и так далее. Долгое время, пока не было соответствующего помещения, многое хранилось у меня дома. Так постепенно собирались экспонаты, силами учителей труда и рисования, с помощью ребят оформлялось помещение. И получилась такая вот экспозиция, куда учитель истории может привести ребят и провести урок, так сказать, на наглядных примерах. Недавно, в Международный день защиты детей, здесь провели экскурсии для ребят, пребывающих в нашем пришкольном летнем лагере.- Какие разделы здесь имеются?- Их - несколько. История и современность Казахстана представлена экспозициями «На пути к независимости», «Казахстан в современном мире». Здесь ребята могут проследить историю развития своей страны, начиная с давних времен правления царицы Томирис, Абылай-хана, познакомиться с героическими страницами борьбы казахского народа за независимость, Аныракайской битвой, обороной Отрара, образованием Казахского ханства. Голодные 30-е годы, подъем целины, обретение независимости и появление на карте мира Республики Казахстан, роль нашей страны в Центральной Азии и в мире ? это современные страницы нашей истории, представленные на стендах музея. Ребятам дается возможность реально «прикоснуться» к истории. Прогресс сейчас настолько далеко ушел вперед, что многие современные дети не видели и не знают, что такое крынка, прялка, патефон, керосинка, утюг на угольях, станок для ковроткачества. А у нас есть такой совершенно примитивный древний ткацкий станок, на котором, я сама тому свидетель, народный умелец из сельской местности вручную ткал 2-3-метровые ковры.
Об истории возникновения и развития областного центра рассказывается в разделах «Мой Тараз», «Святые места нашего города», «Гимн любимому городу». Здесь представлены карта-план Тараза, исторические места Тектурмас, мавзолеи Карахана и Айша-биби, Акыр-Тас, городище Баласагун, старинные бани Кали-Юнуса, подборка стихов о ТаразеВеликая Отечественная война, память о которой хранится в каждой семье, отображена на стендах «Память горькая в сердце моем». Здесь у нас есть не только осколки боевых снарядов, каски, кобуры с патронташами советских солдат, но и трофейные вещи. Какой-нибудь германский солдат, наверное, и представить не мог, что его каска, кружка, радиопередатчик и другие вещи, прошедшие через все фронты Великой Отечественной, найдут свое последнее пристанище в школьном музее южно-казахстанского города.Отдельный стенд посвящен Герою Советского Союза Бауыржану Елеусинову, уроженцу Жамбылской области. В 16-летнем возрасте, прибавив себе годы, он ушел на фронт, так горячо было его желание бить фашистов. И наши экскурсоводы, а их у нас целая группа из десяти старшеклассников, рассказывают ребятам о подвигах казахстанцев, которые уходили на фронт совершенно юными мальчишками, но они так любили свою Родину, что готовы были отдать свои жизни ради Победы. Не забыты в нашем музее и ветераны афганской войны. Письма из Афгана, фотографии, даже прибор ночного видения, вывезенный солдатами оттуда, несмотря на существовавший тогда строжайший запрет что-либо привозить с афганской войны. Все эти вещи ? немые свидетели самоотверженности наших земляков, с честью выполнивших свой воинский долг. Экологические аспекты, немаловажные в нашей жизни, представлены на стендах «Земля ? наш общий дом». В перспективе мы хотим сделать дополнение к этому разделу в виде стенда, посвященного творчеству фотокорреспондента Валерия Сутулова, который жил и работал в Жамбылской области и фанатично был предан Природе. Ему удалось издать несколько изумительных фотоальбомов, воспевающих красоты природы, флору и фауну нашего региона. - Какие новинки могут появиться в Вашем музее?
- Планов у нас много. Это и расширение экологической экспозиции, и создание выставки полезных ископаемых нашего региона. Есть желание сделать нечто, посвященное культурной жизни области. Ведь у нас очень много талантливых художников, скульпторов, поэтов, коллекционеров. Наши дети должны знать о своих знаменитых земляках, которые живут рядом с ними.- Любовь Алексеевна, какое место, на Ваш взгляд, занимает сегодня такой предмет, как история, в современном образовательном процессе?- Думаю, что этот предмет должен занимать одно из основных мест в обучении школьников, независимо от их специализации. Ведь знание истории всегда было признаком просвещенности и цивилизованности. Посмотрите, в европейских странах не только усиленно изучают историю своих стран. Там сегодня огромные средства выделяются на историко-археологические исследования, на поиск своих исторических корней. Там устраивают целые этнографические деревни, привлекая туристов старинными обычаями, традициями, народными промыслами. Это огромнейшая статья дохода в бюджете тех государств. У нас пока всё это на зачаточном уровне. Хотя с нашей богатейшей историей, с уникальными памятниками старины, с сохранившимися и по сей день промыслами, мы могли бы развить мощную индустрию туризма и привлекать путешественников со всего мира. Но, думаю, что дело даже и не столько в индустрии туризма. Сохранять свою историю, рассказывать и показывать ее детям мы должны, прежде всего, для них самих, для нашего будущего. Ведь будущее невозможно без прошлого. И наши дети должны вырастать с чувством гордости за свою страну, за ее великое Прошлое и стабильное Будущее, основа которого закладывается Сегодня. - Спасибо за беседу.



