Нам необходимо четко скоординировать работу по реализации молодежной политики, чтобы было с кого спросить - депутат Мажилиса Майра Айсина

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - На сегодня в Казахстане 26% населения составляет молодежь, и государство намерено создать все условия для развития молодого поколения, ведь именно за ним - будущее нашей страны. Глава государства уделяет этому вопросу большое внимание.

О том, какова сегодня ситуация в сфере молодежной политики, что нужно делать для ее улучшения и каковы мировые тенденции дня, - говорили участники совещания в Астане.

Так, по мнению депутата Мажилиса Парламента РК Майры Айсиной, в задачу государства должно входить - создание всех условий для реализации молодежью своего потенциала. «Оставлять эту сферу на откуп лишь общественных организаций нельзя. Поскольку мы говорим о законопроекте, который называется «О государственной молодежной политике», то именно государство должно создать условия, мотивацию для того, чтобы молодежь не ушла куда-то в криминал или на улицу, а весь свой потенциал использовала во благо страны», - сказала М. Айсина, выступая на рабочем совещании по структурированному обзору государственной молодежной политики в РК, с участием международных экспертов. По ее словам, на сегодня молодежь составляет 26% населения страны. «Это ни много, ни мало - 4,5 млн. человек, поэтому государство не должно быть безразличным к проблемам и заботам молодежи. Обвинять молодежь в неактивности мы не можем, но, поскольку мы говорим о государственной молодежной политике, то именно государство должно взять на себя ведущую роль в этом вопросе, как это делается во многих прогрессивных странах», - подчеркнула депутат.

Кроме того, мажилисмен предлагает создать отдельную структуру по реализации молодежной политики, потому что мы сталкиваемся с определенным противоречием.

« Называя молодежную политику государственной, всю организационную структуру мы отдали на откуп молодежи. Потому что финансируем мы сейчас не организационную структуру, мы финансируем сегодня молодежные проекты. Деньги проедаются, а организовать конкретную работу некому. А ведь кто-то же должен ею заниматься», - подчеркнула М. Айсина.

Вторая беда, по словам депутата, заключается в том, что мы всю молодежную политику "заталкиваем" в структуру какого-то одного профильного министерства.

«Естественно, это министерство в силу своей компетенции занимается только той частью организованной молодежи, которая относится к нему, как это сегодня происходит с Министерством образования и науки. Нет скоординированной работы, нет взаимодействия различных государственных органов, поэтому за бортом остается сельская, работающая и самозанятая молодежь», - сетует М. Айсина.

Депутат добавила, что Правительство должно скоординировать эту работу. «Существующие общественные структуры работают сами по себе, молодежь - сама по себе. Поэтому либо надо придать жизнь этим всем общественным организациям, либо надо выделить отдельную структуру, которая будет правомочна заниматься всеми социальными группами молодежи», - считает депутат.

Напомним, в Казахстане по поручению Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева разработана и принята Концепция государственной молодежной политики до 2020 года. В реализацию этой концепции разработан законопроект о государственной молодежной политике, который сейчас очень бурно обсуждается.

По мнению экспертов, в законопроекте есть как минусы, так и плюсы. Что касается нареканий, то они происходят, как отмечают депутаты, от изначально завышенных ожиданий. Ведь половина оппонентов просто путает понятия «Закон о государственной молодежной политике» и «Закон о молодежи». Цель Закона о молодежной политике - определять содержание и координацию деятельности общественно-политических институтов, задействованных в работе с молодежью. Другое дело, регулирование механизмов социально-экономической адаптации казахстанской молодежи - получение образования, обеспечение жильем и работой, - в которое должны быть включены отраслевые ведомства.

Как отмечает депутат Мажилиса Парламента РК Мейрам Бегентаев, ключевым недостатком законопроекта является отсутствие четкой схемы взаимодействия институтов государственной молодежной политики. «Молодежью у нас занимается много структур: это и Комитет по делам молодежи, и департаменты МОН РК, Комитет по охране прав детей. На региональном уровне подключены управления молодежной политики, управления внутренней политики, управления образования и другие органы. Возникает классическая ситуация - «У семи нянек дитя без глазу». Тратятся время и силы на преодоление бюрократических препон, упускается возможность адекватно и оперативно реагировать на ситуацию», - отмечает народный избранник.

В ходе совещания международный эксперт ЮНИСЕФ по вопросам молодежной политики Алекс Фэрроу подчеркнул, что молодежная политика является первым и главным показателем отношения общества к нуждам молодых граждан.

По его словам, на сегодня во многих странах мира пересматривается молодежная политика, в некоторых есть устоявшаяся модель политики, а в других ее вообще нет. К примеру, в Канаде или Китае нет молодежной политики на национальном уровне, - сказал А. Фэрроу.

Как отмечает эксперт, содержание молодежной политики необходимо строить, опираясь на лучший мировой опыт, и строить на научном фундаменте, используя инновационные методы работы.

По словам другого международного эксперта ЮНИСЭФ по вопросам молодежной политики Яэль Охана, наличие молодежной политики тоже еще ничего не значит. Часто встречаются в мировой практике случаи, когда в определенном государстве есть краткие политические документы, которые содержат очень много позитивных риторик, очень много заявлений, обязательств и деклараций, которые берут на себя авторы, но реальных, конкретных мер и инструментов поддержки молодых людей они не содержат.

Поэтому, по мнению эксперта, в Законе «О государственной молодежной политике » должна быть сформулирована и закреплена система социальных лифтов для молодежи.

Сейчас читают