Налог на добычу полезных ископаемых: почему часть средств должна оставаться в регионах РК

В Казахстане растет интерес к вопросу справедливого распределении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), передает корреспондент агентства Kazinform.

Добыча руд
Фото: Pixabay

Сегодня весь объем этого платежа направляется в республиканский бюджет. Однако регионы, где ведется добыча, зачастую остаются дотационными, за исключением Атырауской области. 

Казахстанский бюджет в значительной мере опирается на добывающий сектор. Только за последние три года в казну поступило 5,7 трлн тенге НДПИ. Крупнейшими плательщиками являются нефтегазовая отрасль и горно-металлургический комплекс. Но в соответствии с Бюджетным кодексом весь этот налог централизованно уходит в республиканский бюджет, тогда как регионы получают лишь индивидуальный подоходный и часть корпоративного налога.

В результате даже ресурсные области, обладающие огромными запасами нефти, газа или руды, зачастую зависят от субсидий. Моногорода, жизнь которых напрямую связана с градообразующими предприятиями, не могут сами распоряжаться доходами, которые фактически приносят их недра.

Необходимость пересмотра действующей системы подчеркивает член Общественной палаты Мажилиса Ерлан Смайлов. По его словам, налоговая модель оставляет добывающие регионы в стороне от прямых выгод, хотя именно они несут основную нагрузку.

— В Конституции закреплено, что недра и природные ресурсы принадлежат народу. По логике, этот принцип должен быть отражен и в налоговой системе. Если богатства принадлежат народу, значит и налог от их добычи должен оставаться в регионах, где они извлекаются, — отметил он.

Смайлов предлагает закрепить в новом Налоговом кодексе норму о разделении НДПИ между центром и регионами. По его мнению, это позволит областям обрести финансовую самостоятельность, решать социальные и инфраструктурные задачи системно, а не за счет разовых спонсорских проектов компаний. Однако, подчеркивает эксперт, требуется четкая финансово-экономическая модель, где будут просчитаны конкретные пропорции и учтены интересы как центра, так и регионов.

Экономист Айдархан Кусаинов солидарен с этой позицией. Он подчеркивает, что жители добывающих территорий ежедневно сталкиваются с последствиями производства — загрязнением воздуха и воды, промышленными отходами, нагрузкой на инфраструктуру.

— Логично, чтобы именно они получали финансовую компенсацию. Добровольные меморандумы и соглашения прошлых лет не давали устойчивого эффекта, а закрепленная в законе норма позволит целенаправленно использовать средства в интересах конкретных регионов, — считает эксперт.

Схожее мнение высказывает депутат Мажилиса Снежанна Имашева. Она отмечает, что даже такие ресурсные области, как Западный Казахстан, остаются субсидируемыми.

— Оставление части НДПИ на местах позволит прогнозировать расходы и решать насущные задачи, при этом за ними должен быть установлен общественный контроль, — заявила парламентарий. По ее словам, важно не только закрепить часть налога за регионами, но и создать прозрачные правила его использования, чтобы избежать хаотичных трат и перекосов в развитии.

Сейчас читают