На строительстве коридора «Западная Европа - Западный Китай» слабо представлены интересы казахстанских автодорожников
Он возглавляет экспертную группу по партийному контролю за процессом реализации проекта «Западная Европа - Западный Китай». А рассмотрение вопросов, связанных с ходом работ проходило в центральном аппарате НДП «Нур Отан» на заседании комиссии по использованию государственных средств.
В. Дворецкий напомнил, что строительство международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» входит в число крупнейших проектов ГПФИИР.
С его слов, уже на первом этапе среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта составит порядка 150 млрд. тенге. В перспективе, транзитный потенциал всего региона Европа - Восточная и Юго-Восточная Азия оценивается в 300-400 млрд. долларов, а доля Казахстана может составить порядка 20 процентов.
Возможный доход от использования коридора соизмерим с доходами нефтегазового сектора. Важно также то, что, благодаря проекту, в текущем году будет создано дополнительно 50 000 новых рабочих мест.
Он также отметил, что, наряду с большой работой, проведенной Министерством транспорта и коммуникаций, экспертной группой выявлены недоработки, которые следует устранить.
Так, Владимир Дворецкий отметил, что МТК при подготовке проекта недостаточно проработало с местными органами власти вопросы недропользования и отвода земель. Это отражается на подрядчиках при оформлении прав недропользования, что в итоге приводит к удорожанию песка, гравия из местных карьеров. Со стороны подрядчиков также идет необоснованно долгое оформление документов и по этой причине наблюдаются задержки в работе.
Также, недостаточно представлены интересы отечественных предприятий. Предприниматели считают, что можно было найти лучший баланс между требованиями международных банков и интересами казахстанских автодорожников.
При проектировании дороги допущены определенные просчеты. Так, не был предусмотрен объезд города Актобе, а также не велась работа по обеспечению снегозадержания на участке Хромтау - Актобе. Не предусмотрены условия для миграции животных, занесенных в Красную книгу, что создает дополнительные риски для их сохранности. Имеют место случаи отставания от графика мобилизации людей и техники, что в итоге может сказаться на качестве работ и сроках их завершения.
МТК недостаточно предусмотрен контроль за соблюдением подрядчиками законодательства РК в части соблюдения правил соблюдения Правил дорожного движения, санэпиднорм, прав трудящихся, экологических норм и т.д. Это приводит к нанесению ущерба действующей инфраструктуре - мостам, эксплуатируемым дорогам, различным ДТП и т.п.
Из-за недоработок Министерства, подрядчики столкнулись с проблемами в использовании электроэнергии, так как существующие мощности ЛЭП не позволяют их использовать подрядчиками.
Регулярно иностранные подрядчики поднимают проблему отсутствия в РК специалистов, которые могут работать на современной дорожно-строительной технике и добиваются привлечения зарубежных специалистов. Это говорит о том, что проблема дефицита кадров решается в отрасли слабо.
Не использован потенциал Дорожной карты и, как отметил В. Дворецкий, «мы по сути сами отказываемся от гарантированных рабочих мест».
Слабым местом являются программы развития транспортной инфраструктуры.
Нормативными актами не урегулирован порядок выбора субподрядчиков и поставщиков. Это создает возможность для навязывания тех или иных предприятий заказчиками или местными органами власти, что создает базу для коррупционных правонарушений.
Зачастую стоимость продукции местных предприятий завышается в разы, из-за чего становится выгодней покупать аналогичную продукцию в соседних странах. На местах органы власти слабо ведут информационную работу для привлечения местных жителей к работам.
В связи с замечаниями экспертной группы, на заседании комиссии подготовлены соответствующие рекомендации.