На пути к интеграции

Стоит отметить, что на пути к подписанию данного документа, перед Казахстаном, Россией и Беларусью вставали довольно значительные препятствия. Однако, как и ранее взвешенная государственная политика глав государств-членов ТС стала залогом успешного решения проблем, возникающих на пути к построению и эффективному функционированию интеграционного объединения.
В этом плане примечательными являются слова главы государства Нурсултана Назарбаева о том, что Казахстан, Россия и Беларусь способны создать лучшее объединение, чем Евросоюз, если они учтут его недостатки и провалы. По его словам, создавать Единое экономическое пространство трех стран Таможенного союза нужно не торопясь, чтобы всем было очевидно, что это равноправное объединение.
Между тем, Казахстан, как и ранее, придерживается политики укрепления и расширения двусторонних связей и интеграционных процессов, отвечающих в первую очередь национальным интересам республики. Как отметил Нурсултан Назарбаев на минской встрече лидеров трех стран, 27 ноября 2009 года, на которой было подписано Соглашение о создании тройственного Таможенного союза: «Мы, три государства-члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого мероприятия. Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15 процентов. Появление Таможенного союза выгодно всем его государствам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана – более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран – 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран – 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17 процентов мирового экспорта пшеницы».
Положительная статистика в очередной раз свидетельствует о преимуществах создания интеграционного объединения Казахстана, России и Беларуси. Так, каждая страна-член ТС ежегодно наращивает свой товарооборот. В результате повышение экспортно-импортных операций стимулирует дальнейший рост промышленного и сельскохозяйственного производства внутри стран. Параллельно наблюдается повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на рынках стран-участников Таможенного союза.
Обратимся к основным итогам социально-экономического развития государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП) в январе-сентябре 2013 года.
Основные социально-экономические показатели государств-членов ТС и ЕЭП за январь-сентябрь 2013 года
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
в постоянных ценах
Промышленное
производство
Сельскохозяйственное производство
Инвестиции в
основной капитал
Грузооборот
(без трубопроводного
транспорта)
Оборот
розничной торговли
Индекс
потребительских цен*
Беларусь
95,4
97,8
109,3
91,4
118,9
110,0
Казахстан
102,1
105,5
107,9
99,7
112,7
103,3
Россия
100,1
101,8
98,6
97,8
103,8
104,7
ТС и ЕЭП
100,0
101,9
100,0
97,8
104,7
104,9
* Сентябрь отчетного года к декабрю предыдущего года.
Отметим, что в 2012 году темпы прироста взаимной торговли между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства почти в 2 раза превысили аналогичные показатели по внешней торговле с третьими странами.
Как видим, все члены ТС по основным параметрам имеют положительную динамику, что на фоне замедления развития мировой торговли, в очередной раз доказывает правильность и своевременность создания данного интеграционного объединения. И теперь становится понятным стремление других стран стать участницами Таможенного союза, который не на словах а на деле доказал свою востребованность и перспективность.