На фестивале «Открытая Азия - Открытый музей» началась конкурсная программа музейных проектов стран ЦА: мнения гостей
природно-ландшафтного музея заповедника, сегодня приступили к конкурсной программе, которая завершится к пятнице, 25 мая.
На суд независимых экспертов сотрудники музеев Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана представляют свои проекты. В казахстанскую делегацию вошли музейщики Алматинской, Актюбинской, Костанайской, Жамбыльской, Карагандинской, Павлодарской областей, ЮКО, ВКО, ЗКО и СКО.
Презентация инновационных музейных проектов проходит в просторной «белой юрте» крупнейшего в Казахстане музейного комплекса ВКО, руководит которым его создатель, известный казахстанский музейщик Николай Алексеевич Зайцев. В 2005 году музей получил статус заповедника. Сегодня в него входят три здания-памятника истории и архитектуры в Усть-Каменогорске, два музеефицированных парка, Левобережный комплекс с зоопарком и этнодеревней и строящаяся Детская деревня.
Как сообщалось ранее, проект по развитию музеев Центральной Азии «MUSEUMстан» реализуется карагандинскими подвижниками музейного искусства Ларисой Плетниковой и Гульданой Сафаровой при финансовой поддержке Гуманитарного института сотрудничества с развивающимися странами HIVOS (Нидерланды) и содействии Министерств культуры, музеев и большого числа других партнеров в странах-участниках. Программа MUSEUMстан включает семинары, конкурсы, профессиональные фестивали, которые призваны побудить ее участников к дальнейшим креативным действиям. Подвести итоги фестиваля необходимо по его завершению, а пока интересно, что думают об увиденном на востоке Казахстана независимые международные эксперты.
В перерыве корреспонденту Казинформа удалось поговорить с известным европейским экспертом из Сербии, искусствоведом Ириной Суботич. Правда, она несколько раз извинилась за свой русский язык (кстати, очень неплохой).
«Я первый раз у вас в Казахстане, в Усть-Каменогорске. Перед поездкой мне удалось немало узнать об этом крае, но то, что я здесь увидела, приятно удивило. Красивый город, удивительная погода, очень красивые доброжелательные люди и очень хорошо организованный фестиваль, и этот необыкновенный музей, который у вас существует. Можно сказать, что это дело одного человека, который имеет 500 сотрудников. Николай Алексеевич - это такой хороший пример преданности своему делу не только для Казахстана и всей Центральной Азии, но, я бы сказала, для всех, кто считает музеи значительным фактором человеческой жизни. Я всю свою жизнь работала в музее и считаю, что музеи должны быть как школа, как семья, там, где учатся, но человек хорошо себя чувствует и где может очень много времени хорошего провести, полезного и приятного. И здесь, в Усть-Каменогорске, я увидела, что это все возможно.
- Насколько вписывается формат этого заповедно-музейного комплекса в общепринятые музейные комплексы и есть ли такие примеры в мире?
- Да, есть. Но я в жизни нигде не видела, что настолько может быть расширено пространство музея - по целому городу. Но такие аналоги в мире есть, там они считают свою роль значительной в жизни, в обществе и смотрят на то, что существует и что нужно сделать и как это развивается, трансформируется одно из другого. В музее это все может быть кропотливо собрано и сохранено. Он может быть и хранителем старого, там, где находятся значимые вещи истории народа, но музеи могут быть и частью нашей жизни, как здесь, в Усть-Каменогорске.
- Вы ознакомились уже с частью презентуемых музейных проектов, что Вас как опытного искусствоведа особенно «зацепило»?
- Мне, как эксперту нельзя этого говорить, но я скажу, что меня «зацепило» все. Прежде всего, сама идея - собрать 4-5 страны Центральной Азии, которые находятся достаточно далеко от больших музейных центров Европы или Америки, где люди не очень-то часто общаются на эту тему.
Здесь люди разных культур сейчас вместе работают, имеют удивительные идеи, и первый доклад, который мы сегодня услышали - из Кыргызстана - уже показывает желание этой интернационализации проблем. Те проблемы, которые находятся в одной маленькой стране, могут быть отражением громадной проблемы целого Мира, и это может быть хорошим примером, как сообща решать проблемы. Сказать, что музеи могут очень во многом помочь разрешению социальных проблем, я не могу, но какие-то общие вещи, и то, что случается в жизни обыкновенного человека - отражаются в работе музеев. И то, что Дешт-Арт, небольшая организация из Караганды, начала делать - искать новые формы активного вхождения в обычную жизнь простого человека, искать новый язык активного присутствия в жизни - это современная, общемировая проблема музеев. Они вместе ищут новую, социальную роль в жизни человека.
- По каким основным критериям жюри оценивает проекты? Есть ли такие критерии?
- Мы должны думать обо всех конкурсантах. Оцениваем, насколько хорошо прошла презентация, сколько было посетителей, какие были рецензии и вообще как продолжается жизнь музейной постановки или выставки. Она не должна делаться для одного раза, она должна жить и как можно дольше иметь влияние на окружающее общество.
- Есть ли отличительные особенности Центрально-Азиатского музейного фестиваля от подобных европейских форумов?
- То, что увидела - уже дало понять: нигде ни один язык не существует так, как в целой Центральной Азии русский язык. Сейчас английский язык звучит везде как глобальный язык. Но здесь язык, который объединяет всех - это русский. Это одно. Другое, что объединяет, - это общее прошлое.
Сейчас подобное начинают делать у нас на Балканах, где раньше существовала Югославия. Некоторые культурные проекты снова делают именно таким образом, но это еще все недостаточно развито. Там больше речь идет о современном искусстве, это не то. Подобные важные и хорошие примеры регионального музейного сотрудничества есть в Южной Америке, существует в Скандинавских странах. Но мне кажется, что Центральная Азия - это громадное пространство, и подобная общая работа здесь нужнее.
- Ирина, Вы многие годы работали в музее современного искусства в Белграде, Вы историк, искусствовед, профессор музеологии с мировым именем, как складывается Ваша профессиональная судьба сегодня?
- Я 15 лет работала в музее современного искусства в Белграде, еще 15 лет работала в Народном музее и теперь я преподаю в университете. То, что произошло с национальным музеем искусства Сербии - это национальная трагедия. Там была одна из лучших мировых коллекций мирового современного искусства, она закрыта в 1995 году. Война на Балканах - это трагедия. Уже 12 лет новое поколение не знает и не видит, что там находится. Со времен бомбардировки 1999 года закрыта и археологическая, средневековая часть музея, а с 2003 года - закрыли экспозицию «сербское искусство». Война вычеркивает ценности целых поколений.