На что больше всего жалуются потребители в Казахстане
«Анализ поступивших обращений показывает, что наши потребители не знают своих прав, имеют слабое представление к кому, куда и как обращаться. Кроме того, по причине несоразмерности выделяемых сумм размещения в судах, потребители очень редко обращаются в суд. Из 19 тысяч обращений судами рассмотрено всего 505 заявлений граждан», - сказал министр на заседании Правительства РК.
По его словам, четыре основные сферы, которые вызывают у потребителей много вопросов, - это финансовые услуги (74%), ЖКХ (10%), розничная и электронная торговли (9%) и безопасность ввозимой продукций.
«В области финансовых услуг потребители обращаются в основном, в целях рефинансирования задолженности и по вопросам обслуживания банковских займов. Также потребители часто жалуются на несоблюдение требований к оформлению и содержанию договоров, непредоставление полной информации по комиссиям и навязывание дополнительных банковских услуг», - рассказал Тимур Сулейменов.
В сфере ЖКХ основные претензии казахстанцы предъявляют к качеству вводимого жилья и деятельности управляющей компании, отмечают несоответствие качества условиям заключенных договоров, а также размещенной рекламы и несоблюдение сроков сдачи жилья. «Кроме того, комплекс вопросов существует в части управления жилищно-коммунальными вопросами. Это отсутствие зарегистрированных кондоминиумов, препятствование их созданию, навязывание услуг управляющих компаний со стороны застройщиков, а также непрозрачность формирования расходов управляющих компании и затрат на общедомовые нужды», - рассказал министр.
По словам министра, в сфере розничной торговли основными нарушениями являются обвес, обсчет и иной обман потребителя. Он подчеркнул, что реагирование по таким фактам органами внутренних дел осуществляется только по жалобам.
«Вследствие этого, незначительно выявленное количество таких правонарушений. По статье «обман потребителей» за полгода рассмотрено семь дел, сумма наложенных штрафов - 238 тысяч тенге. Также существует достаточно низкий уровень защищенности в динамично развивающейся в сфере электронной торговли. Отношения между участками электронной торговли и потребителями строится на доверии, не закреплены действующим законодательством, не определен статус электронных торговых площадок, отсутствуют требования и контроль ответственности», - заключил министр.