МТК «Западная Европа - Западный Китай» станет основным маршрутом грузоперевозок в центральноазиатском регионе - Д.Кутербеков
данному проекту, с участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В рамках мероприятия Глава государства даст старт реализации мегапроекта. Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказал заместитель министра транспорта и коммуникаций РК Дулат Кутербеков.
- В сентябре 2009 года начнется строительство казахстанского участка автотрассы «Западный Китай - Западная Европа». Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии подготовительных работ?
- На сегодняшний день подписаны соглашения о займах с МБРР (2125 млн. долл. США), ЕБРР (180 млн. долл. США), АБР по первому траншу (340 млн. долл. США) и ИБР по первому траншу (170 млн. долл. США). В начале июля текущего года Главой государства подписаны Законы Республики Казахстан о ратификации соглашений о займах с МБРР, АБР и ЕБРР.
Количество строительных участков, реализуемых за счет заемных средств - 33, из них по 18 участкам уже ведутся тендерные процедуры. В данное время по правилам финансирующих международных финансовых институтов (МФИ) проходят процедуры отбора консультантов по управлению проектом, надзору за строительством и подрядных компаний на строительные работы.
Хотелось бы отметить, что реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» (далее коридор - прим.ред.) является одним из самых масштабных проектов Казахстана. Так, протяженность коридора составляет 8445 км, по территории Казахстана проходит 2 787 км, подлежит реконструкции 2 452 км, из них - 1 390 км под I техническую категорию с 4-х полосным движением и 1 062 км - под II техническую категорию с 2-х полосным движением.
Финансирование проекта предусматривается из трех источников: республиканский бюджет, привлечение средств внешнего займа и частного капитала (на концессионной основе).
На реконструкцию 1644 км планируется привлечение средств внешнего займа следующих международных финансовых институтов: ЕБРР, МБРР, АБР и ИБР. Участки «Алматы - Хоргос» (301 км) и «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской обл.» (209,3 км) планируется реализовать на концессионной основе.
- Какова Ваша оценка реализации данного проекта? Каков будет эффект для развития транзитного потенциала Казахстана?
- Каждая страна заинтересована в повышении конкурентоспособности своих транзитных участков, поскольку они являются одной из составных доходной части национального бюджета и одновременно ведут к привлечению частного сектора в развитие придорожного сервиса. И поэтому географическое и геополитическое расположение Казахстана между двумя крупными державами - Россией и Китаем - обязывает нас максимально использовать транзитные возможности. К тому же, два из шести коридоров ЦАРЭС (Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества) проходят именно по нашей территории.
Коридор будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа, при этом по прогнозам объемы грузоперевозок к 2020 году составят - 33 млн. тн.
Следует отметить, что транзит влечет за собой огромный мультипликативный эффект выраженный в развитии внутренней и внешней торговли, снижении себестоимости товаров и услуг, росте агропромышленного, машиностроительного, добывающего секторов и многих других аспектов развития. Можно сказать, что МТК «Западная Европа-Западный Китай» станет основным маршрутом грузоперевозок в центральноазиатском регионе.
- Позволит ли данный проект переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а также привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии?
- Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб - 14 суток, морской через Суэцкий канал - 45 суток - прим.ред.) являются его протяженность и время нахождения в пути (до 10 суток - прим.ред.). Коридор «Западная Европа - Западный Китай» - самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Данные конкурентные преимущества делают проект перспективным.
Необходимо подчеркнуть, что доля перевозок от общего объема перевозок по маршруту Китай - Казахстан составит 25%, по маршруту Китай - Центральная Азия - Иран составит 35%, по маршруту Казахстан - Россия составит 25% и по маршруту Китай - Россия составит 15%.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта позволит нам переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а также привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии.
- Какова будет доля казахстанского содержания при строительстве автомобильной трассы?
- Вопрос анализа обеспечения данного грандиозного проекта собственными дорожно-строительными материалами вставал перед разработчиками ТЭО. Хотел бы обратить ваше внимание на то, какие виды конструкций дорожной одежды будут устраиваться, и какие виды основных материалов потребуются нам в ходе строительных работ. Как уже отмечалось выше, в целом по территории Казахстана реконструкции, а местами новому строительству, будут подвергнуты 2 452 км Коридора, из которых 1060 км - с цементобетонными покрытиями, 1402 км - асфальтобетонные покрытия. Поэтому для реализации проекта потребуется 2,9 млн. тн. цемента и более 569 тыс. тн. дорожного битума.
Цемент планируется закупать в полном объеме у казахстанских производителей. В настоящее время решается вопрос производства собственного битума, качество которого будет лучше, чем у применяемых российских.
Ожидается, что отечественная составляющая от общего количества основных дорожно-строительных материалов (песок дробленный, щебень, ГПС, битум, цемент, железобетон, термопластик, металл) в 2009 году составит - 84 %, в 2010 году - 89 %. После запуска производства геосинтетических материалов, в Актобе, Кызылорде будут запущены заводы по производству битума, в 2011-2012 гг. - 100 % (запуск битумного завода в г. Актау).
Во всех конкурсных документах для строительных работ прописано, что помимо квалифицированных специалистов, которые будут привлечены на реализацию проекта, потенциальный подрядчик обеспечит наем персонала на работы 3 и 4 категории (не требующей специальной квалификации) местное население.
На сегодняшний день по результатам предквалификационного отбора потенциальных подрядчиков, 50 компаний прошли предквалификацию, из них 17 компаний - отечественные. По ходу освоения средств и по мере реализации, в пик строительства на проекте будет задействовано до 50 тыс. человек.
После окончания строительства, вдоль коридора будет построено множество инфраструктурных сооружений (кафе, АЗС, СТО, мотели и т.д.), что в свою очередь обеспечит работой местное население, проживающее вблизи транспортного коридора.
- Каким образом планируется использовать механизм государственно-частного партнерства при строительстве дороги из Китая в Европу?
- Механизм государственно-частного партнерства, в частности, концессию, планируется применить при реконструкции участков «Алматы - Хоргос» протяженностью 301 км и «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области» протяженностью 209,3 км, которые являются частью международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Техническая категория участков после реконструкции предусмотрена - I.
Наиболее приемлемой формой финансирования данных проектов являются контракты «ВОТ» - строительство - эксплуатация - передача государству. Представление конкурсных заявок по проекту реконструкции участка «Алматы - Хоргос» (стоимость проекта - 169 млрд.тенге) планируется 31 августа 2009 года. По проекту реконструкции участка «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области» (стоимость проекта - 122,7 млрд.тенге) объявление открытых конкурсов планируется до конца текущего года.
- Спасибо за интервью.