МТК «Западная Европа - Западный Китай» позволит реализовать как транзитный, так и экспортный потенциал Казахстана - А.Беков

None
None
АСТАНА. 22 февраля. КАЗИНФОРМ /Димаш Сыздыков/ - В Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» одной из основных задач на ближайшее десятилетие Глава государства определил устойчивый рост экономики страны за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры, немаловажное место в которой занимают автомобильные

дороги. О проводимой работе по развитию национальной транспортной инфраструктуры, а также перспективах строительства международного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» на семинаре в Министерстве туризма и спорта РК рассказал заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Амангельды Беков.

По его словам, транспортный коридор «Западная Европа - Западный Китай» позволит реализовать как транзитный, так и экспортный потенциал Казахстана. «Как вы знаете, 10 сентября 2009 года Главой государства дан старт реализации самого крупного в Казахстане транспортного автодорожного проекта. Его протяженность по территории РК составляет 2787 км, из которых подлежит реконструкции - 2452 км, из них с 4-х полосным движением - 1390 км, в том числе 1079 км с цементобетонным покрытием и 1062 км с 2-х полосным движением», - отметил А.Беков.

Как отметил зампред Комитета автомобильных дорог МТК РК, основными положительными показателями данного проекта, по сравнению с существующими альтернативными коридорами (железнодорожный Транссиб и морской через Суэцкий канал), является его протяженность, время нахождения в пути и отсутствие ограничений по объемам перевозимых грузов. «Только показатели времени нахождения в пути говорят об экономической привлекательности данного маршрута. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Транссибу» - 12-14 суток, то по нашему проекту от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами время в пути составит не более 10 суток. Это позволит увеличить объемы грузоперевозок к 2020 году в 4 раза (с 13 млн. до 33 млн. тонн в год)», - сказал зампред КАД МТК РК.

Согласно технико-экономическому обоснованию, среднегодовая экономическая выгода от проекта составит 86,7 млрд. тенге и включает в себя такие компоненты, как: рост валового регионального продукта, экономия времени, снижение стоимости транспортных перевозок, сокращение ДТП и количества погибших людей.

Проведенные исследования показывает возможность создания 5 международных и 12 региональных транспортно-логистических центров, развития современных объектов придорожного сервиса и информационного обеспечения коридора, спрямления некоторых участков, обходов населенных пунктов, внедрения системы платности на наиболее загруженных участках.

Проект будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай -Россия - Западная Европа.

Следует отметить, что коридор пролегает по территории пяти областей Казахстана, где проживает 4,6 млн. человек, или треть населения Казахстана. При этом в Актюбинской области будет реконструировано 358 км, в Кызылординской - 817 км, в Южно-Казахстанской - 458 км, Жамбылской - 480 км, в Алматинской - 340 км.

Для реализации проекта общей стоимостью 825 млрд. тенге на сегодня определены механизмы и источники финансирования. Так, 422 млрд. тенге будут составлять займы международных финансовых институтов на реконструкцию 1644 км автодороги. 267 млрд. тенге - частные инвестиции на концессионной основе на реконструкцию 510 км дороги «Алматы - Хоргос» (301 км) и «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области» (209 км). 136 млрд. тенге будут выделены из республиканского бюджета на реконструкцию 298 км дорог.

Основную долю финансирования проекта в объеме 3,5 млрд. долларов США составляют внешние займы 5 международных финансовых институтов. «В прошлом году подписаны соглашения о займах на сумму 3 млрд. долларов с четырьмя международными финансовыми институтами (МБРР - 2125 млн., ЕБРР - 180 млн,, АБР - 527 млн, ИБР - 170 млн.). В настоящее время данная работа продолжается, и до 1 июля текущего года планируется подписать соглашения о займах на оставшуюся сумму», - сказал А.Беков.

На сегодня в рамках реализации данного коридора определены подрядные организации на участках протяженностью 1186 км (Актюбинская область - 215 км, Кызылординская - 787 км, Жамбылская - 184 км.).

В первом полугодии будут подписаны контракты еще на реконструкцию 447 км (236 км - в Южно-Казахстанской, 30 км - в Кызылординской, 79 км - в Жамбылской и 102 км - в Актюбинской областях). «По оставшимся 230 км конкурсные процедуры будут завершены во второй половине года», - сказал А.Беков.

Участок «Алматы-Хоргос» будет реализован на концессионной основе. На сегодня определен концессионер и ведутся контрактные переговоры. Начало строительных работ ожидается во второй половине года.

На концессионной основе будет также реализован и участок «Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области». Проект включен в «Перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период (2009-2012 годы)», утвержденный Постановлением Правительства РК от 11 декабря 2008 года №1168. Строительные работы на данном участке будут начаты в конце 2010 года со сроком завершения к 2013 году.

Для реализации проекта потребуется: щебня - 17 млн. куб.м., битума - 539 тыс.тонн, цемента - около 3 млн. тонн., железобетонных изделий - около 500 тыс. куб.м., ПГС - свыше 14 млн. куб.м. «Сейчас определены источники поставок указанных материалов, при этом за основу взяты потенциальные возможности областей, где будут проводиться строительные работы», - отметил А.Беков.

Подрядные компании уже начали мобилизационные работы, и в период 2010-2012 годы на строительных площадках будет задействовано более 10 тыс. единиц дорожно-строительной техники и оборудования, из которых
более 7 тыс. единиц - автомобильного транспорта, 59 - дробильных установок, более 54 асфальтобетонных и свыше 29 цементобетонных заводов. «При этом в основном будут задействованы техника и оборудование, находящиеся у нас в Казахстане», - сказал зампред КАД МТК РК.

«В целом на реализации проекта ежегодно будет задействовано до 50 тыс. человек, при этом в основном будут привлекаться местные кадры», - отметил А.Беков.

Учитывая текущее состояние дороги (высокую аварийность, проблемы эксплуатации, возросшую интенсивность движения и грузоподъемность транспортных средств) проектом предусматриваются следующие мероприятия:

- устройство 4-полосной магистрали I технической категории по основному ходу коридора на протяжении 1390 км (Кызылорда - Шымкен - Тараз - Алматы - Хоргос);

- реконструкция (строительство) 1062 км дорог II
технической категории с 2 полосами движения (граница РФ - Актобе - Кызылорда и обходы некоторых населенных пунктов);

- устройство колесоотбойных брусов на разделительной
полосе и освещение участков, проходящих через населенные
пункты, и транспортных развязок;

- для обеспечения в пути следования пользователям надлежащих условий труда, питания, отдыха и технического осмотра транспортных средств вдоль коридора проектом предусматривается строительство более 100 площадок отдыха. Данные места оборудованы удобным заездом и выездом. Они обустроены стоянкой для автомобилей, санитарно-гигиенической зоной и эстакадами для осмотра транспортных средств.

Хотелось бы отметить, что вдоль коридора имеется 677 объектов сервиса, которые в основном разрознены и расположены в границах городов и населенных пунктов. «Учитывая, что трасса будет проходить в обход населенных пунктов, необходимо строить новые комплексы, включающие кемпинг, АЗС, СТО, пункты питания, стоянки для автотранспорта, - на примере автодороги «Астана-Щучинск», где АО «КазМунайГаз» строит 3 современных комплекса, один из которых готов к эксплуатации», - отметил А.Беков.

В целом, по словам зампреда Комитета автомобильных дорог МТК РК, по автодорожной отрасли до 2020 года в республике планируется построить и реконструировать порядка 16 тыс. км автодорог республиканского значения. В первую очередь, будет завершена реконструкция основных транзитных коридоров и дорог международного значения, с последующим восстановлением других наиболее загруженных участков общей протяженностью порядка 15 тыс. км. Кроме того, предполагается строительство отдельных участков в направлении Центр - Запад и нового маршрута «Астана - Алматы» общей протяженностью 1612 км. «Всего придется привести в хорошее состояние 85% республиканской и 70% местной сети автодорог», - сказал А.Беков.

Сейчас читают