Мировая премьера балета «Зов степи» прошла на сцене «Астана опера»
Если бы можно было подобрать ровно три слова для того, чтобы описать этот балет, то смело можно сказать, что он зрелищный, масштабный и завораживающий. В преддверии премьеры театр амбициозно заявлял, что «Зов степи» станет визитной карточкой «Астана опера», и это не пустые слова. Балет не просто рассказывает об истории и традициях казахского народа, он говорит об общечеловеческих ценностях, дает возможность задуматься над смыслом жизни, мотивирует к реализации мечты, что делает его понятным в любой точке земного шара, а также абсолютно уникальным благодаря оригинальной музыке и национальному колориту.
Автор либретто - Бахыт Каирбеков - гармонично переносит действие спектакля от исторических событий к современным. Сквозь призму судеб героев публика может видеть прошлое, настоящее и будущее Казахстана. Великая степь живет по своим обычаям, здесь почитают и уважают предков, а они в свою очередь, дают силы молодому поколению идти вперед. В преддверии празднования Дня Независимости сюжет балета воспринимался еще и с долей патриотичности, особенно во втором акте. Растущий на глазах публики город – степной великан – с потрясающей архитектурой, своей душой впечатлил всех сидящих в зале.
Весьма интересной в этом балете была хореография. Удивительно, как балетмейстеру-постановщику Патрику де Бана удалось найти тонкую грань и через современный язык танца с элементами традиционных национальных движений раскрыть душу казахского народа. От этого спектакль выглядел актуальным и одновременно красивым. В танцевальные композиции вошли дуэтные эпизоды Сына/Мастера и Музы, Отца и Матери, а также сольные вариации героинь и чувственные адажио.
Большая нагрузка легла в этом спектакле на кордебалет: геометрия балетного рисунка была создана им четко и выверено, представить, какой титанический труд стоял за этой безупречной синхронностью, весьма сложно. Особого внимания в исполнении мужского кордебалета заслуживает танец архитекторов. Стильные черные чемоданчики придавали ему особый городской стиль. В этой же части спектакля зритель мог видеть основное развитие действия: противостояние двух героев – Сына/Мастера и его злопыхателя – Мужчины в черном (Бекзат Орынбаев). Образно говоря, здесь встретились силы добра и зла. Стоит отметить, что в оба дня премьер танцевали разные, но равноценные по исполнительскому мастерству составы. К слову, хореографом был подобран молодой каст артистов, что добавило балету определенную энергетику: мужчины демонстрировали мощь и харизму, женщины – нежность, плавность, одухотворенность.
На протяжении всего спектакля исполнители партии Сына/Мастера Галымжан Нурмухамет и Далер Запаров постепенно раскрывали свой образ. Артисты смогли передать непоколебимый характер своего героя. Далер Запаров – обладает большой музыкальностью, по всему было видно, что он умеет слышать и интерпретировать музыку. Прима театра Айгерим Бекетаева создала образ Музы идеально, ее длинные поющие руки, прекрасно сложенное тело позволили ей сделать партию проникновенной и трогательной. Муза Анастасии Заклинской получилась очаровательной, солистке удалось представить свою героиню талантливо и органично. Партию Матери в разные дни исполняли Аделина Тулепова и Асель Кенжебекова. Самым сложным эпизодом для них было показать перевоплощение героини из страдающей женщины, не имеющей детей, в счастливую мать, получившую подарок небес, – Сына. Обе они справились с этой задачей отлично. В роли Отца выступили Жанибек Ахмедиев и Олжас Тарланов, помимо того, что артисты продемонстрировали прекрасное исполнительское мастерство, также они блестяще выступили актерски. Партия Шамана – одна из основных в этом балете. Пластике и невероятной гибкости Султанбека Гумара в этой роли, наверное, можно только позавидовать. Достаточно самобытно представил ее и Серик Накыспеков.
Современное балетное искусство живет во многом благодаря мощному импульсу талантливых хореографов, либреттистов, художников, дирижеров и артистов. В случае с премьерным спектаклем «Зов степи» можно сказать, что все звезды здесь сошлись. Известно, что в художественной культуре и искусстве не осталось области, куда бы ни проникла практика переработки, ведь существует дефицит оригинального творчества, однако этот балет по праву может считаться эксклюзивным продуктом. Это касается и музыки, и хореографии, и сценического оформления.
Музыкальная основа балета весьма оригинальная. Композитор-аранжировщик Карлос Пино-Кинтана создал компиляцию звуковой картины, выстроенную из музыки собственного сочинения, а также музыки казахстанских авторов. Образы героев были переданы яркой и самобытной музыкой известных композиторов Куата Шильдебаева, Рената Гайсина, Толегена Момбекова и уникальными композициями фольклорно-этнографических ансамблей «Тұран», «Хассақ», «Steppe Sons». Знакомые многим мотивы как будто диктовали артистам, что нужно делать на сцене, настолько гармонично танец сливался с этой потрясающей музыкой.
В плане художественного оформления спектакля была сохранена эстетика минимализма, с целью сделать главным действующим лицом сам балет. Художник по декорациям Рикардо Санчез Куэрда уловил национальный стиль, вдохновился просторами казахской степи и оформил убранство сцены в первом акте реалистично с заснеженными картинами природы, мавзолея, во втором акте сцена выглядела относительно футуристично. Растущий из поднебесья новый степной город, безусловно, стал интересной находкой сценографа. Его коллега - художник по костюмам Стефани Бауэрле – создала ассоциативные костюмы для героев-животных и шамана, оригинальные наряды для девушек, изображавших чистый лист бумаги в сцене рождения эскизов для города. В необычном ключе были решены ею и национальные костюмы.
Очевидно, что в театре «Астана опера» состоялся настоящий праздник высокого искусства. Понятно, что во многом такие события в период Независимости происходят благодаря вниманию, которое уделяет искусству наше государство, Министерство культуры и спорта РК.