Мировая премьера балета о Коркыте представлена в Алматы

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - В Алматы, в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая, состоялась мировая премьера - национальный балетный спектакль «Странствия Коркыта» в исполнении известного на весь мир балета Булата Аюханова, передает корреспондент МИА «Казинформ».

За 85 лет существования профессионального хореографического искусства в Казахстане создано около 20 национальных балетов. В рамках Года молодежи впервые в истории музыкального театра страны поставлен спектакль об известном кобызисте Коркыте ата.

Проект прошел при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы. Спектакль исполнил Государственный академический театр танца Республики Казахстан под руководством народного артиста КазССР Булата Аюханова. Уже более полувека этот театр вносит свой вклад в балетное искусство Казахстана, а также ближнего и дальнего зарубежья, являясь одним из коллективов, постоянно гастролирующих по всей стране, в различных ее уголках.
null

Создателем национального балета «Странствия Коркыта» стал театральный режиссер и хореограф Дамир Уразымбетов - автор балетных и драматических спектаклей, театрализованных представлений, концертных программ, хореографических миниатюр в Алматы, Нур-Султане и Санкт-Петербурге.

«Тема Коркыта - образ вечности. Балет про него обязательно должен был появиться в культурном пространстве Казахстана, и вот у нас первый. Спасибо всем, кто нам помогал и поддерживал. Наш спектакль - это большой труд многих людей. Коркыт странствовал в поисках рая, в поисках лучшего места для своего народа. Этим спектаклем мы отдали ему дань уважения и памяти», - рассказал Дамир Уразымбетов на пресс-конференции перед премьерой.
null

Исполнитель главной партии Дияр Акенев поделился впечатлениями от работы над спектаклем:

«Процесс накрыл меня с головой какой-то сумбурной, в хорошем смысле, волной, очень творческой. Все свои умения и знания о Коркыте надо было пустить в хореографическое русло, найти необходимую пластику, вникнуть в музыкальный материал, который очень мне нравится. Все время подготовки к спектаклю пролетело на адреналине. Я прямо ожил за последние 3 недели перед премьерой. То ли помолодел, то ли постарел, но чувствовал, что полнокровно творчески живу: душой и телом. Дамир Дуйсенович - режиссер-постановщик - ворвался в нашу труппу как вихрь. Он молодой, живой, эмоциональный. Было приятно с ним работать, это как глоток свежего воздуха. Он своим энтузиазмом зарядил и заразил всю труппу. Спасибо нашему зрителю за теплый прием, что они все поняли и одарили нас своим овациями», - поделился он.
null

В спектакле, основанном на народных легендах, режиссер затронул различные стороны человеческого бытия. Жизненная дорога Коркыта открыла ему 4 пути, на каждом из которых он видел разрушение духовного мира личности. Преодолевая сомнения и разочарования, странствуя от средневековья к современности, Коркыт нашел истинный путь к совершенству и вечной жизни, став одним из первых баксы-шаманов, прародителем кобыза.

«В мифах и легендах многих народов Земли музыка - это божественная сила, дарующая людям силу, здоровье и даже спасающая от смерти. Древние насельники Великой степи знали о целительной силе музыки, и казахи донесли до нашего времени предания о великом Коркыте, который провел свою жизнь в поисках бессмертия для людей. Обойдя все 4 стороны света и убедившись, что смерть торжествует везде, Коркыт создает священный кобыз, звучание которого защищает от гибели все живое на Земле. Замечательно, что на сцене возрождено одно из великих (не по длительности, а по глубине и масштабности мысли) сказаний наших предков. Создатели балета увидели в Коркыте не просто еще одну красивую легенду о силе музыки, они услышали в этом древнем сказании грозное предупреждение современникам. Авторы - люди ХХI века - говорят нам, что смерть способна принимать «мирные» обличья, не грозящие человеку кровопролитием. Это религиозное сектантство, неуемная тяга к богатству и власти, разврат и даже наука, превращающая людей в роботов, когда люди, сохраняя физическое тело, умирают духовно. Творчески интерпретированная легенда сделала Коркыта нашим современником, нашим защитником, предупреждающем нас о путях, ведущих к гибели души», - считает доктор искусствоведения, профессор Асия Мухамбетова.

«Исторические сюжеты благодарны тем, что это правда жизни, что это были реальные люди. Я люблю исторические сюжеты, классику - Шекспир, Толстой, Абай, Айтматов. Новые постановки - это всегда шаг вперед. Дамир - очень способный парень, деятельный, красиво показывает и танцует. Мне приятно, что все поставлено очень музыкально. Меня это радует. Я желаю, чтобы новый материал застрял у всех в сердце», - поделился впечатлениями о спектакле народный артист КазССР, директор и художественный руководитель Государственного академического театра танца Республики Казахстан Булат Аюханов.
null

В создании спектакля участвовала команда казахстанской молодежи, ежегодно поддерживаемая конкурсами и проектами Фонда Первого Президента РК - Елбасы. Миссия фонда заключается в развитии безграничного потенциала казахстанского общества. На системной основе Фонд Первого Президента помогает молодым талантам как в науке, так и в культуре, организовывая площадки для профессионального развития, реализуя конкурсные программы и поддерживая инициативы и проекты для молодежи.
null

Спектакль поставлен на музыку Коркыта, Ыкыласа, фольклорно-этнографического ансамбля «Туран». Соло на кобызе исполнил Максат Медеубек. Либретто Дамира Уразымбетова, написанное по мотивам народных легенд, озвучил обладатель Государственной стипендии Президента РК Роман Жуков. Костюмы созданы художником, лауреатом национальной театральной премии «Сахнагер» Любовью Возжениковой. Фоновые картины для проекций нарисованы Полиной Салаватовой. Специально для спектакля обладатель медали Пушкина, кавалер ордена «Курмет» епископ Геннадий написал стихотворение «Коркыт». Официальным информационным партнером выступил научно-популярный журнал о хореографическом искусстве Казахстана «Qazaq Ballet».

Сейчас читают