Мы заинтересованы в закупке нефти, газа и минералов в Казахстане – Посол Индонезии

индонезия
Фото: Kazinform

В 2024 году столица Индонезии – одного из крупнейших государств Юго-Восточной Азии и мусульманского мира – будет официально переведена из Джакарты в город Нусантара. Руководство Индонезии с целью изучения опыта Казахстана в переносе столицы несколько раз направляла делегации в Астану. Также страны обсуждают возможность запуска прямого авиарейса из Алматы на знаменитый остров Бали в Индонезии. Индонезия намерена довести товарооборот с Казахстаном до 1 миллиарда долларов. Эти и многие другие вопросы обсуждались в беседе Посла Республики Индонезия Мохамада Фаджрул Рахмана с корреспондентом агентства Kazinform.

«Передовой образец переноса столицы»

— Господин Посол, Индонезия собирается перенести столицу из Джакарты в город Нусантара. Что стало причиной для смены центра государства, которое обрело независимость 78 лет назад?

— Ответ на Ваш вопрос очень простой. В Джакарте проживает около 15 миллионов человек. Можно сказать, что это сравнимо со всем населением Казахстана. Во-вторых, общая численность населения Индонезии приближается к 290 миллионам человек. Из этих 290 миллионов 60% сконцентрировано на острове Ява. Здесь же находится и нынешняя столица Джакарта. Всего в Индонезии 17 700 островов и островков. Если ваша прежняя столица Алматы находится на юге страны, наша Джакарта — на западе. При этом 40% населения проживает в центральной части траны, остальные 60% — на западе. Поэтому первая причина переноса столицы — концентрация населения. Мы хотим расселить побольше людей в центральной части территории. Здесь расположен остров Калимантан, это второй по величине остров в мире. Город Нусантара находится в восточной части острова Калимантан. Там проживает около 5 миллионов человек. Как и в Казахстане, новая столица Индонезии будет находиться в центральной части страны. От крайнего востока и от крайнего запада страны до столицы можно будет долететь за 3 часа. То есть, из разных частей страны будет легче добраться в столицу. Мы также намерены по-новому ориентировать направления развития экономики. Сейчас на острове Ява сконцентрировано 60% экономических ресурсов страны, из них 70% приходится на Джакарту. Соответственно, такая же доля денег уходит в столицу. К востоку от Явы находится остров Суматра. Его доля в экономике страны составляет 20%. А на остров Калимантан, второй по величине в мире, приходится всего 8%.
Таким образом, есть три причины переноса столицы в Нусантару. Первая — чрезмерная концентрация населения в нынешней столице, как в вашем Алматы. Вторая — перенос столицы в центр страны. Третья — рациональное размещение объектов экономики.

— Правда ли, что архитектура Нусантары проектируется с учетом облика Астаны? Если да, то что вы намерены перенять в этом плане? Что ни говори, мы континентальная страна. Ваше государство со всех сторон окружено океаном. Насколько уместно копировать Астану при строительстве столицы Индонезии?

— Перенос столицы Казахстана из Алматы в Акмолу — самый удачный проект в мире. Есть и другие страны, где переносили столицу. Но, они не смогли сделать это так успешно, как Казахстан. Не буду здесь перечислять эти страны.

Наш Президент Джоко Видодо поручил мне тщательно изучить удачный перенос столицы Казахстана с юга на север. Мне нужно было узнать, какие при этом возникали трудности. В время своего визита в Астану мэр города Нусантара Ван Пенг и господин Женис Касымбек подписали меморандум. В рамках этого меморандума предусмотрено 15 партнерских проектов.

Первая задача этого партнерства — изучить систему обеспечения столицы водой. Мы также изучили, как должен решаться вопрос транспорта. Мы выяснили, как создавались системы образования и здравоохранения. Для нас также важно знать, как у вас стимулировали государственных служащих к переезду из Алматы в Астану. На каком основании они переезжали, как субсидировались расходы на переезд? Было интересно обо всем этом узнавать.То есть, нам нужно было узнать, как регулировались все вопросы бытового характера.

Конечно, мы переезжаем не просто из одного города в другой, как вы, мы переезжаем с одного острова на другой. При этом мы приняли за образец вашу работу по 15 первоочередным направлениям. За счет этогомы хотим избежать крупных ошибок. 3 июня 2023 года мы подписали меморандум о том, что Астана и Нусантара станут городами-побратимами. Это первый такой меморандум, подписанный Нусантарой с иностранным городом. 17 августа 2024 года в Астане мы объявим город Нусантару новой столицей. Таким образом, мы отберем у вас статус «Самой новой столицы».

Один из самых опытных и известных в Индонезии архитекторов Бамбансу Сантано лично встретился с Аманжолом Чиканаевым, который стоял у истоков создания Астаны. Они подробно обсудили все вопросы — от генерального плана до системы канализации. Это было личной встречей архитекторов двух городов.

Астана и столица Индонезии - подписание меморандум
Фото: jenis_qasymbek

 

«Наверное, LRT строить не будем, но проект Sergek нас привлекает»

— Мы знаем, что в основу проектирования этого города внес большой вклад Кисё Куракава. Его основной задачей было — на основе прежнего небольшого города спроектировать более крупный город. Нам известно, что Акмола 25 лет назад была небольшим городом с населением 250 тысяч человек. За прошедшее время численность населения города достигла 1,4 миллиона. Оказывается, дизайн и генплан города за это время менялись трижды. У нас же есть уникальные особенности. Вместе с Нусантарой город Баликпапан с 1-миллионным населением и город Самаринга с населением примерно 1 миллион человек образуют треугольник. В настоящее время в городе Нусантаре никто не живет, потому что еще не полностью подведена инженерная инфраструктура. Наша делегация посетила в Астане такие объекты, как «Байтерек», «Нур-Алем», «Хан Шатыр». При строительстве новой столицы Казахстана 60% работ велось с участием государства. У нас государственное участие составит лишь 20%. Нам интересно, как вам удалось привлечь к строительству города так много инвесторов. Также мне интересно, почему вы начали строительство LRT, после того как вашей столице исполнилось 25 лет. Мы не обсуждаем вопрос о строительстве LRT в нашей новой столице. Мы даже не думали об этом. Думаю, что мы лучше понимаем, как, глядя на Астану, сделать новую столицу стабильным, «умным», развитым городом.

— Какие советы Вы получили с нашей стророны, чтобы не повторить ошибок Астаны?

— Нас удивило то, что изначально вы планировали сделать Астану небольшим городом. После этого генеральный план менялся три раза. Оказывается, никто не ожидал, что население города достигнет 1,4 миллиона человек. Те, кто проектировал город, считали, что такая численность населения в Астане будет только к 2060 году. Однако уже сейчас жителей стало 1,4 миллиона. То, что новая столица будет притягивать людей как магнит — это закономерно. Также выяснилось, что идея строительства LRT возникла позднее. Нам разъяснили, что эта идея родилась в связи с увеличением количества транспорта в городе. Действительно, в обеденное время и ближе к вечеру на улицах очень много автомобилей.

Мы знаем, что вокруг Астаны создается пояс из 100 тысяч гектаров леса. Вы выращиваете лес посреди степи, а мы строим город посреди леса. Нусантара будет зеленым, лесистым городом. Нам интересно, что вы до сих пор продолжаете создавать «зеленый пояс» Астаны.

— На прошедшем приеме Вы сообщили, что в этом году три казахстанские компании подписали меморандумы, предусматривающие инвестирование в город Нусантару. Какие это компании? В какие отрасли, в каких объемах и на каких условиях будут осуществляться инвестиции?

— Расскажу о том, что было в октябре. В составе делегации прибыло 25 человек. Из них 5 человек были представителями мэрии. Делегацию возглавил заместитель мэра Нусантары. Были также бизнесмены и представители СМИ. Тогда в мэрию Нусантары были направлены меморандумы о намерениях. В том числе, о намерениях двух казахстанских компаний участвовать в развитии инфраструктуры Нусантары, в создании транспортной системы. Это меморандумы, подписанные компаниями Sergek и Pakqour. Если с компанией Sergek планируется наладить сотрудничество по видеокамерам наблюдения, то с компанией Pakqour мы хотим обмениваться опытом по проекту «умный город». Кроме того, одна казахстанская компания намерена создать совместное с Индонезией строительное предприятие.

— Вы говорите о компании BI Group?

— Нет. Я говорю о строительной компании Asia Constructions. А с компанией BI Group ведется отдельная работа по сотрудничеству. Они еще не согласились на наши условия. У компании BI Group есть представительства во Вьетнаме и в Малайзии. Похоже, теперь они продвинутся в Индонезию. В будущем мы ожидаем подписания еще 3 меморандумов и 7 соглашений о намерениях. Индонезийские государственные компании хотят установить партнерство с казахстанскими предприятиями в нефтегазовой отрасли. Наша самая крупная государственная нефтегазовая компания Pertamina и нефтяная компания «Май Ай Ди» сообщили, что намерены инвестировать в Казахстан. 

— В Азии и во всем мире много компаний, предлагающих такие технологии, как Sergek. Почему сделан выбор в пользу Sergek?

— Если говорить о Sergek, то мы намерены реализовать пилотный проект в Нусантаре. После этого, возможно, этот проект распространится на другие крупные города Индонезии. В самом Казахстане система Sergek установлена только в 9 городах. Вообще, эта технология известна в Юго-Восточной Азии как успешно развивающаяся. Ваши специалисты будут обучать наших.

Индонезия
Фото: Посольство Индонезии

 

«Запустить прямой рейс на Бали вполне возможно»

— Для индонезийцев, прибывающих в Казахстан в качестве туристов, действует безвизовый режим до 30 дней. Почему казахстанцы не могут посещать Индонезию без визы? Наверное, Вы знаете, что с каждым годом растет интерес наших граждан к таким известным островам, как Бали?

— Думаю, Вы знаете, что до пандемии для граждан Казахстан был безвизовый режим. После пандемии наше Правительство предлагает пока безвизовый режим только 20 странам Юго-Восточной Азии, таким как Сингапур, Малайзия, Бруней, Мьянма. Граждан других стран мы впускаем только по визам. В числе этих стран и Казахстан. Сейчас мы ведем работу по восстановлению связей со странами, для которых до пандемии был безвизовый режим, в том числе и с Казахстаном. Несмотря на отсутствие безвизового режима, на острове Бали успели побывать около 7 тысяч казахстанских туристов. Думаю, что это говорит о большом потенциале.

— Насколько вероятен запуск прямого авиарейса из Казахстана на Бали?

— Я лично встретился с заместителем министра иностранных дел Казахстана Алибеком Бакаевым, беседовал с генеральным директором компании Air Astana. Они спрашивали о безвизовом режиме. Генеральный директор Казахстанской туристской ассоциации госпожа Рашида Шайкенова также предложила скорее решить вопрос о безвизовом режиме. Все эти просьбы я направил индонезийской стороне. Я понимаю, какое влияние оказывает этот вопрос на двусторонние связи. Руководство Air Astana говорит, что благодаря введению Таиландом безвизового режима для казахстанцев количество прямых рейсов возросло с 11 до 18 в неделю.
Две недели назад я встретился с исполнительным директором компании Air Astana. Полетное время прямых рейсов между Таиландом и Алматы начинается от 8-9 часов. Если мы запустим прямой рейс между Бали и Алматы, то лететь нужно будет 9-10 часов. Сейчас у Air Astana нет самолетов, пригодных для такого рейса. Они намерены закупить новые борта к концу 2025 года. Наверное, тогда будет возможно запустить прямой рейс. Это вполне возможная вещь, то есть, политической проблемы нет, есть только технические аспекты. Нужно их решить, и все.

С компанией Air Astana и Казахстанской туристской ассоциацией мы также говорили о создании условий для посещения индонезийцами Туркестана. Из Туркестана можно добраться до Ташкента, из Ташкента до Самарканда. Такой маршрут организовать можно. Число людей, совершающих умра хадж, ограничено. Поэтому наши мусульмане больше едут в мечеть Айя-София в Турции, в Дубай. Мы хотели бы предложить, наряду с этим, маршрут Туркестан-Ташкент-Самарканд. Это стало бы новым направлением в религиозном туризме.

— Судя по Вашей биографии, Вы пришли в дипломатию из журналистики. Значит ли это, что в Индонезии действует особая система отбора дипломатов? Что стало причиной смены профессии?

— Да, в журналистику я пришел в студенческие годы. Был и редактором журнала в своем техническом университете. Затем был журналистом в экономическом журнале. В то же время работал ведущим на национальных и частных телеканалах. Я работал одновременно в нескольких местах. Основное образование у меня техническое. Дикторство стало для меня позднее дополнительной работой. Но затем я защитил диссертацию доктора PhD по направлению экономической политики. Темой была «Международная политическая коммуникация». Было время, когда я работал в частной строительной компании. Эта компания работала совместно с комитетом при Президенте Индонезии. Наверное, помогла тема моей докторской диссертации. Президент предложил мне стать его пресс-секретарем. После двух лет работы в качестве пресс-секретаря, меня направили Послом в Казахстан. В Индонезии есть два способа стать послом. Первый — дипломатическая карьера, второй — отдельные случаи, вроде моего.

«Ситуация в Украине изменила логистику»

— Известный американский политик Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» назвал Индонезию одной из стран, которые будут экономическими центрами Евразийского континента. Как Вы считаете, чего не хватает Индонезии для того, чтобы этот прогноз политолога осуществился?

— Думаю, что Индонезия стала важным игроком на указанной в книге площадке. В 2020 году мы вошли в организацию G20, в которую входят 20 развитых стран. Индонезия также входит в число 15 успешно развивающихся государств. Мы планируем, что наша экономика к 2045 году станет пятой или шестой в мире. По этому поводу я беседовал с министром экономики Индонезии Бахала Мансури. Он также сказал, что Индонезия планирует к 2045 году стать ведущей экономикой после Китая, США, Германии и Японии. То есть, Индонезия стремится стать важной экономикой не только в регионе, но и в мире. Для этого мы используем внутренний потенциал экономики.

— Торговый оборот между нашими странами достиг 700 миллионов долларов. Назовите 5 самых важных экспортных и 5 самых важных импортных товаров?

— В 2021 году товарооборот между двумя странами составил 291 миллион долларов, в 2020 году он достиг 700 миллионов долларов. Мы ожидаем, что в 2024 году товарооборот достигнет 1 миллиарда долларов. В числе 5 наиболее нужных нам казахстанских товаров - минералы и машиностроительное оборудование, продукция которой больше всего завозится из Казахстана — ферросплавы. Мы используем их для легирования стали. Это нужно для улучшения инфраструктуры нашей страны. Кроме того, мы закупаем у вас много асбеста. Также много импортируем электрооборудования, а именно покупаем у вас системы безопасности для энергетической отрасли, приборы учета. Казахстан также экспортирует спортивные парашюты. В следующие 3-4 года мы также намерены закупать у Казахстана нефть и газ, минералы. Из минералов, преимущественно, литий и кобальт. Конечно, после этого идет импорт пшеницы.

— Вы говорили об увеличении импорта нефти и газа. Как Индонезия намерена решать вопросы логистики?

— Вблизи города Шанхая в Китае есть порт Ляньюньган. Из Алматы можно вывозить через этот порт. Также, мы пользуемся портом Бандер-Аббас в Иране. На него можно выходить через Каспий и Туркменистан. Наше Министерство иностранных дел также предлагает направление Среднего коридора, который проходит из Алматы через территорию Пакистана. До ситуации в Украине большинство товаров проходило через российский Владивосток. Теперь вместо этого мы используем указанные два направления. Вообще, самым удобным было направление через Россию.

Из Индонезии в Казахстан экспортируется пальмовое масло, экранные изделия, проекторы, компьютеры, бумага, ткани, разные виды макарон, кокосовое молоко и масло. В 2024 году Индонезия намерена вступить в Зону свободной торговли. В нее входит и Казахстан. Через эту площадку мы сможем довести товарооборот между нашими странами до 1 миллиарда долларов. Если Казахстан — самое богатое и территориально большое государство Центральной Азии, то Индонезия — крупное и богатое государство Юго-Восточной Азии. Это дает двум странам установить прочный экономический мост между регионами.

Если говорить о логистике, то сейчас в экономических отношениях растет доля продукции креативно-цифровой индустрии. Развивается торговля фильмами, продукцией игровой индустрии и стартапами. С этой точки зрения, то, что Астана является столицей страны, не имеющей выхода к открытому морю, не большая проблема. Для интеллектуальной продукции границы и логистика не могут быть препятствием, как для нефти и газа. Этим такая продукция и привлекательна, а также выгодна. Наши приоритетные направления именно в этих сферах.

В следующем году планируется организовать визит господина Президента Касым-Жомарта Токаева в Индонезию. Также, планируется ответный визит господина Президента Джоко Видодо в Казахстан.

— Спасибо за беседу!

Сейчас читают