Мы можем предложить Казахстану самый короткий путь в Аравийское море — Посол Пакистана

Пәкістан Елшісі
Фото: Әділет Бірімқұлов / Kazinform

На сегодняшний день Казахстан закупает производимые в Пакистане хирургические инструменты путем реэкспорта через другие страны, в 10 раз дороже. Сможет ли казахстанский бизнес наладить прямой импорт, чтобы избавиться от посредников, и как Пакистан эффективно использует воду рек, истоки которых находятся на территории Индии — на эти и другие вопросы корреспондента агентства Kazinform ответил Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Пакистан Науман Башир Бхатти. 

— Господин Посол, товарооборот между Казахстаном и Пакистаном временами увеличивается, затем уменьшается. Эти колебания происходят под влиянием геополитической ситуации?

— Динамика геополитики, различные тенденции в ней, действительно, оказывают влияние на торговые и экономические отношения. Геополитическая ситуация влияет на мирную жизнь и стабильность, производственные расходы и безопасность цепочек доставки в любом регионе и любой стране.

Если учесть, что Пакистан и Казахстан не имеют общей границы, то для обеих сторон главным вопросом в установлении тесных связей становится стабильность и мир в Афганистане. И все же, двустороняя торговля, пусть и постепенно, но растет. В целом, говорят, что объем торговли ниже реального потенциала двух стран. Есть возможности наращивать этот объем. В связи с улучшением в последнее время политической ситуации и безопасности в Афганистане, в связи с тем, что Пакистанская национальная логистическая компания начала перевозить грузы в Казахстан через Афганистан и Китай, в период с июля по ноябрь 2023 года мы наблюдаем рост двусторонней торговли.

Пәкістан Елшісі
Фото: Әділет Бірімқұлов / Kazinform

— Известно, что есть три направления двусторонней торговли. Какое из этих направлений более безопасно и выгодно для Пакистана?

— Самое короткое и дешевое направление для грузовых перевозок между Пакистаном и Казахстаном — Каракорумское шоссе, то есть, коридор, проходящий по территории Китая и Кыргызстана. Его также называют «Четырехсторонним соглашением о транзитных перевозках» между Пакистаном, Казахстаном, Китаем и Кыргызстаном. По этому направлению можно перевозить грузы в контейнерах. Несмотря на то, что груз пересекает несколько границ по пути из Карачи в Алматы, перегружать товар нет необходимости. Поэтому данный маршрут является наиболее безопасным, надежным и экономичным. Но это направление не работает четыре зимних месяца, когда закрыт перевал Хунджераб. Недавно Китай и Пакистан договорились, что приложат усилия для сохранения Каракорумского направления.  Этот маршрут является частью экономического коридора Пакистан-Китай. Сохранение маршрута укрепит связи Пакистана не только с Китаем, но и с Казахстаном. В связи с этим мы должны работать для дальнейшего укрепления упомянутого четырехстороннего соглашения.

О маршруте Афганистан-Узбекистан я говорил в начале нашей беседы. Железнодорожная сеть Афганистана может значительно улучшить железнодорожную связь с Казахстаном.

— Были сообщения о начале переговоров с рельсобалочным заводом в Актобе. В какой продукции и в каких объемах заинтересован Пакистан?

— Недавно вице-министр железных дорог Пакистана приезжал в Казахстан, встретился с коллегами в Министерстве транспорта Казахстана. В ходе встречи были обсуждены и различные механизмы реализации инициативы по объединению Трансафганской железной дороги. Обе стороны сейчас изучают различные направления сотрудничества в сфере транспорта. Надеюсь, что эта работа даст результат.

Пәкістан Елшісі
Фото: Әділет Бірімқұлов/Kazinform

— Хотя для Пакистана Казахстан ближе, зерно вы покупаете в основном у Украины. По каким причинам?

— Пшеничная мука считается одним из основных продуктов для пакистанцев. Да, Пакистан импортирует пшеницу из Украины, это для нас легче, поскольку пшеница доставляется к нам по морю. Соответственно, каждым рейсом можно доставлять большой объем. Это снижает стоимость пшеницы. В прошлом году Пакистан импортировал пшеницу по морю и из России, на основе G2G (заключение соглашений между государтственными организациями). Мы также изучили возможности импорта пшеницы из Казахстана. Но логистика сухопутных перевозок очень дорогая, и они неконкурентоспособны. Если логистические расходы уменьшатся, импорт будет осуществляться на основе G2G, то Пакистан сможет рассмотреть возможности доставки пшеницы и из Казахстана.

— Мы знаем, что есть трансграничные реки между Пакистаном и Индией. Для Казахстана очень важен опыт взаимодействия в этой сфере, поскольку к нам 40 процентов речной воды приходит из других стран. Как Дели и Исламабад делят воду трансграничных рек? Какой положительный опыт Вы можете предложить Казахстану?

— К Водному соглашению между Пакистаном и Индией, заключенному в 1960 году, причастен и Всемирный банк. Это Соглашение определяет права и обязанности при совместном пользовании шестью трансграничными реками. Это реки Инда, Джелум, Ченаб, Сатледж, Беас и Рави. В рамках Соглашения создана постоянная водная комиссия. С помощью этой комиссии две страны обмениваются информацией о водопользовании, выстраивают партнерство. Эта же комиссия регулирует вопросы, возникающие при различном толковании условий Соглашения или их невыполнении. Данное Соглашение, несмотря на сложные взаимоотношения между двумя государствами, считается самым удачным и жизнеспособным соглашением в водной сфере. Казахстан, как и Пакистан, расположен в низовьях рек. Насколько я понимаю, у Казахстана и Российской Федерации есть механизмы для взаимодействия в развитии сотрудничества в пользовании водами трансграничных рек.

Пәкістан
Фото: Әділет Бірімқұлов / Kazinform

— Казахстан желает использовать порты Пакистана в качестве ключа для выхода на страны Африки, через Аравийское море. Насколько этот проект реален? В иранском порту Бендер-Аббас будет построен павильон Казахстана. Может ли Пакистан с той же целью выделить Казахстану земельный участок?

— Пакистан предлагает Казахстану самый короткий путь для выхода в Аравийское море. Исламабад всегда старается укреплять связи с Казахстаном различными путями, по нескольким направлениям. И по направлению, о котором идет речь, мы также ведем работу. Со стороны Казахстана не поступало конкретных предложений, запросов об открытии терминала или павильона в портах Пакистана. Но, как я уже говорил, Пакистан всегда открыт для сотрудничества. Если такое предложение поступит, мы готовы доброжелательно его рассмотреть. Пользуясь случаем, хочу отметить, что в Пакистане создан Совет по инвестиционному взаимодействию, определены приоритетные инвестиционные сферы.

— Мы закупаем хирургические инструменты, которые производятся в Пакистане, путем реэкспорта из других стран, в 10 раз дороже. Какие меры должны принять власти Казахстана, чтобы исключить посредников? Насколько будет заинтересован Исламабад в открытии совместного предприятия такого профиля на территории Казахстана?

— У нас производятся хирургические инструменты очень высокого качества, они экспортируются во все страны. Их производство в основном сосредоточено в городе Сиалкот. В этом городе сформировался целый кластер по производству хирургических инструментов. Полностью налажены цепочки поставок, обеспечение рабочей силой, имеется сырьевая база. С этой точки зрения, идея создания совместного предприятия между частными компаниями двух стран очень интересна и заслуживает изучения. Позднее можно было бы расширить такое производство и выйти на рынок всего Евразийского экономического союза и за его пределы. В Пакистане достаточно рабочей силы. Этот потенциал можно использовать на совместном с Казахстаном предприятии.

— Какие пять видов товаров больше всего экспотируются из Казахстана в Пакистан и какие пять товаров больше всего импортируются в нашу страну из Пакистана?

— Если вкратце, то из Пакистана в Казахстан экспортируются больше всего рис, фармацевтическая продукция, брезентовая ткань, хурма, инжир, манго и цитрусовые. Из Казахстан мы импортируем горох, нут, необработанный цинк, серу, минералы и нитки.

— Спасибо за беседу! 

Пәкістан Елшісі
Фото: Әділет Бірімқұлов / Kazinform
Сейчас читают